Способы надёжного соединения проводов
Santeh-nik.ru

Инженерные системы

Способы надёжного соединения проводов

LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :

Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много “неправильных” скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем “веник” подключаемого провода в начало “веника” основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места “скрещивания” до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Так или иначе, очевидно, что “на коленке” повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:

LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :

Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много “неправильных” скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем “веник” подключаемого провода в начало “веника” основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Читать еще:  Металлическая крыша: шашечная или чешуйчатая кровля

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места “скрещивания” до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Так или иначе, очевидно, что “на коленке” повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:

Соединение электрических проводов — надежные способы

Для начала определимся, что такое распределительная коробка? Это пустотелое приспособление из полимера, круглой, прямоугольной и квадратной формы с крышкой и со специальными вводами для кабелей. Используется для соединения между собой проводников.

Сегодня производятся разнообразные соединения проводников. Такое разнообразие зависит от разных факторов:

  • сечение провода;
  • материал жилы (CU, AL);
  • количество проводников;
  • условия работы (температурный режим, климатический).

Зная все эти факторы, подбираются соединения таким образом, чтобы соблюсти некие требования по электрической и пожарной безопасности. Кроме этого нужно учесть, в каких местах будут эксплуатироваться такие коробки с проводниковыми соединениями:

  • сухие помещения;
  • влажные помещения;
  • особо сырые.

Соединение электрических проводов в распределительной коробке

Для определения, какой выбрать способ соединения при определенных условиях, нужно обратиться к ПУЭ (Правила Устройства Электроустановок). Согласно пункту 2.1.21, из ПУЭ -7 основного документа по электромонтажу, все концевые соединения проводов и кабелей должны проводиться посредством:

  • опрессовки гильзами;
  • зажимов (с помощью болта, винта);
  • сварки;
  • спайки.

Соединение проводов опрессовкой гильзами

Соединение проводов с помощью гильзы с последующей опрессовкой является наиболее надежным способом и имеет хороший электрический контакт.

Как делается соединение проводов:

  • зачищают от изоляции электрические провода определенной длинны;

  • берут гильзу соответствующей длинны и диаметра;

  • заводят оголенные провода в гильзу;
  • обжимают (прессуют) гильзу в двух, трех местах специальным электроинструментом (прес – клещи);

  • накладывают на гильзу изолирующий материал (термоусадочная трубка).

Если термоусадочной трубки нет, то можно использовать изоляционную ленту.

Вы должны учесть, что гильзы подбираются таким образом, чтобы диаметр скрученных проводов соответствовал внутреннему диаметру гильзы. Использовать гильзу не по размеру не стоит.

Как соединить провода с помощью зажимов – типа орех или под болт

Наиболее распространенный способ соединения проводов является зажим типа «Орех». Такое название этот зажим получил из-за внешней похожести на орех. Производятся разного размера для соединения, как тонких по сечению проводов, так и толстых.

Внутренность «Ореха» состоит из двух основных и одной промежуточной металлических пластин. По краям пластин находятся 4 винта. Сами пластины помещаются в изолированный корпус из карболита, состоящий из двух частей.

Конструктивная особенность «Орешка» заключается в том, что соединять можно алюминиевые и медные провода в одну цепь, посредством промежуточной пластины.

Для соединения проводов также применяют болтовое соединение. Для определенного сечения проводов подбирают размер болта. Например, для сечения проводов 1,5 – 4 мм² подойдет болт диаметром 6 мм, для сечения 6 – 10 мм² диаметр болта 8 мм, 16 – 35 мм² диаметр 10 мм.

Для соединения алюминия с медью с помощью болта, также применяют шайбу – прокладку.

После тщательного сжатия проводов с помощью гайки, данное соединение изолируется.

  • небольшая стоимость;
  • хорошая изоляция для «Ореха»
  • можно соединять алюминиевые жилы с медными жилами.
  • ослабление резьбового соединения в «Орешке»;
  • много изоляции для болтового соединения;
  • габариты соединения подходят для больших распределительных коробок.

Соединение проводов с помощью сварки

Один из лучших способов соединения проводов в коробке является сварка. Как это все делается?

Для начала с концов проводов снимается изоляция. Затем провода скручивают между собой. Концы готовы к сварке.

Сварка проводов производится специальным сварочным аппаратом напряжением 12 – 36 В. Ток сварки регулируется в зависимости от сечения и количества проводов, от 70 до 120 А и мощности аппарата достаточно 500 – 600 Вт. Работу можно проводить так же инверторным сварочным аппаратом.

Для сварки применяю специальные графитовые для алюминия и графито-медные для меди электроды. Работу проводят в специальных очках для защиты глаз от электрической дуги.

Один кабель сварочного аппарата с зажимом или пассатижами присоединяют к скрутке, а второй к электродному держателю (держак). Электрод подносят к кончику скрутки и при его косании, происходит контакт и появляется дуга, с помощью которой расплавляют медные или алюминиевые провода таким образом, чтобы появилась капелька. Этого достаточно, чтобы сделать самый надежный контакт.

Единственный недостаток такого соединения является то, что при рассоединении проводов, если это потребуется, придется выкусить кончик скрутки (место сварки).

Пайка проводов припоем

Не менее замечательный вариант соединения проводов и обеспечения хорошего контакта это с помощью обыкновенной пайки. Для применения такого способа потребуется небольшой навык пайки припоем с помощью электрического паяльника.

Паяльник лучше всего брать помощностью 80 Вт или 100 Вт – это то, что надо. Таким паяльником можно быстро прогреть то место (скрутку), куда будете наносить расплавленный припой.

Для пайки лучше всего подойдет припой марки ПОС-30, ПОС-40. К такому припою понадобится канифоль или флюс марки СКФ (спирто-канифольный флюс), который наносится на место пайки перед нагревом.

Кроме выше перечисленного материала, специалисты используют для пайки так называемую трубку припоя внутри которой находится канифоль. Такая трубка продается практически в каждом магазине электротоваров.

Крайне не рекомендуется применять паяльную кислоту. После пайки остается ее след на скрутке и со временем кислота будет только разъедать скрутку, что приведет к печальным последствиям.

И так, для пайки проводов потребуется не дорогой материал и электрический паяльник. Такое соединение пайкой является более доступным и простым способом.

Читать еще:  Подогрев воды в бассейне с помощью солнечного коллектора

Соединение проводов клеммами

Так или иначе, а соединение проводов с помощью скруток со временем канут в лето. И их место займут те материалы и устройства, которые будут отвечать требованию современности и более профессионального подхода.

На сегодняшний день, все чаще стали использовать клеммы для соединения проводов. Одна из приятных особенностей клемм, это быстрое соединение проводов разных металлов, что позволяет избежать прямого контакта между металлами.

Существующие требования к клеммам:

  • информация о допустимом напряжении;
  • информация о сечении жилы;
  • повышенная термоустойчивость;
  • надежная фиксация жилы провода;
  • устойчивость к коррозии.

Клеммы бывают: ножевыми, пружинными и винтовыми.

Ножевые клеммы в основном применяются для заземления или зануления. Они удобны тем, что не нужен электроинструмент, можно быстро подсоединить и разъединить контакт, а это экономия времени.

Пружинные клеммы получили большую популярность. К таким клеммам можно отнести продукцию компанию WAGO. Используя клеммы WAGO вы получите: простой и быстрый монтаж, надежное соединение проводников.

Винтовые клеммы (клеммные колодки) представляют собой корпусные ячейки, в каждой из которых находится металлическая трубка с винтами.

Монтажные работы с таким видом клемм проводить не сложно, понадобиться всего лишь отвертка для того, чтобы закрутить или открутить винт, который прижимает внутри трубки оголенную жилу провода.

Соединение электрических проводов на улице

Что делать, если появилась такая необходимость соединить провода на улице, под открытом небом?

Уличное соединения делают разные: с помощью «орешка», болтовое соединение, скруткой. На какое-то время такие соединения не плохо показывают себя в работе, но затем происходит окисление жил проводов, ослабление болтового соединения, ржавчина. Начинается проблема.

Нужно понимать, что на такое соединение будет негативно влиять атмосферные осадки, летняя жара, мороз. Чтобы минимизировать такое воздействие и сделать хорошее соединение, нужно для начала приготовить комплект материалов:

  • распределительная коробка IP65;
  • гильзы под опрессовку;
  • токопроводящая паста;
  • трубка термоусадочная клеевая.

Кабель или провод завести в распределительную коробку. Надеть гильзы на оголенные провода с использованием токопроводящей пастой и опрессовать.

Если у вас один провод алюминиевый, а другой медный, то используйте медно-алюминиевые гильзы.

Далее, взять заранее приготовленные и нарезанные по нужному размеру клеевые термоусаживаемые трубки и одеть на гильзы.

С помощью воздействия на трубки высокой температуры обсаживаем гильзы. Что бы воздействовать высокой температурой на трубки, используется газовая горелка, паяльная лампа или профессиональный электрический фен.

После того, как остынут термотрубки, аккуратно уложить в коробку готовые соединения и закрыть плотно крышкой коробку.

Такое соединение обеспечит вам высокую надежность на многие, многие годы.

Заключение

В этой статье вы посмотрели все виды правильного соединения проводов, которые существуют не сегодняшний день. Выбирайте тот тип соединения, который подойдет для вашего условия эксплуатации.

Возможно некоторые виды монтажных работ вы не сможете выполнять из-за отсутствия навыков, инструмента или сомневаетесь в правильности ваших действий. Тогда прибегайте к привлечению специалиста, который в силу своего опыта сделает все правильно.

Не забывайте, что правильно выполненный монтаж электропроводки залог вашей электрической и пожарной безопасности.

Способы соединения проводов между собой.

В первую очередь вы должны понимать, что в разных условиях могут применяться различные типы соединений. И их выбор зависит от конкретно поставленной задачи.

Например, соединять провода малых сечений до 2,5мм2 в компактной распредкоробке, гораздо удобнее клеммниками или зажимами. А вот если речь идет о штробе или кабельном канале, то здесь уже на первое место выходят гильзы.

Рассмотрим три наиболее простых и одновременно надежных вида соединений.

Начнем с соединения типа СИЗ. Расшифровывается он как:

    Соединительный
    Изолирующий
    Зажим

По виду напоминает простой колпачок. Бывает разных цветов.

В этот колпачок вставляются жилы и скручиваются между собой.

Как делать правильно, сначала скрутить жилы и после этого одеть колпачок или закручивать их непосредственно самим СИЗом, подробно рассматривается в статье “Колпачок СИЗ для скрутки проводов.”

В итоге, благодаря СИЗу у вас получается старая добрая скрутка, только сразу же защищенная и изолированная.

Вдобавок ко всему, с подпружиненным контактом, который не дает ей ослабнуть.

Кроме того, этот процесс можно слегка автоматизировать, применив насадку под СИЗы для шуруповерта. Об этом также рассказывается в вышеприведенной статье.

Следующий вид – это клеммники Wago. Они также бывают разных размеров, и под разное количество соединяемых проводов – два, три, пять, восемь.

Ими можно стыковать между собой как моножилы, так и многопроволочные провода.

Для многопроволочных, у зажима должна быть защелка-флажок, которая в открытом состоянии без труда позволяет вставить провод и зажать его внутри после защелкивания.

Эти клеммники в домашней проводке по заявлению производителя спокойно выдерживают нагрузку до 24А (свет, розетки).

Попадаются отдельные компактные экземпляры и на 32А-41А.

Вот наиболее популярные типы зажимов Wago, их маркировка, характеристики и под какое сечение рассчитаны:

Есть еще и промышленная серия под сечения кабелей до 95мм2. Клеммы у них действительно большие, но принцип работы практически такой же, что и у маленьких.

Когда замеряешь нагрузку на таких зажимах, с величиной тока более 200А, и при этом видишь, что ничего не горит и не греется, у многих пропадают сомнения в продукции Wago.

Если у вас зажимы Ваго оригинальные, а не китайская подделка, и при этом линия защищена автоматическим выключателем с правильно подобранной уставкой, то такой вид соединения по праву можно назвать самым простым, современным и удобным в монтаже.

Нарушите какое-либо из вышеприведенных условий и результат будет вполне закономерным.

Поэтому не нужно ставить wago на 24А и при этом защищать такую проводку автоматом на 25А. Контакт в этом случае при перегрузке у вас выгорит.

Всегда правильно подбирайте именно клеммники ваго.

Также есть достаточно старый вид соединения, типа клеммных колодок. ЗВИ – зажим винтовой изолированный.

С виду это очень простое винтовое подключение проводов между собой. Опять же бывает под разные сечения и разнообразных форм.

Вот их технические характеристики (ток, сечение, размеры, крутящий момент винтов):

Однако ЗВИ имеет ряд существенных недостатков, из-за которых его нельзя назвать самым удачным и надежным соединением.

В основном таким способом можно соединить только два провода друг с другом. Если конечно специально не выбирать большие колодки и не пихать туда по несколько жил. Что делать не рекомендуется.

Такое винтовое подключение хорошо подходит для моножил, а вот для многопроволочных гибких проводов – нет.

Для гибких проводов вам придется их прессовать наконечниками НШВИ и нести дополнительные затраты.

В сети можно найти видеоролики, где в качестве эксперимента микроомметром замеряются переходные сопротивления на разных типах соединений.

Зачастую попадается ситуация, когда необходимо соединить медный проводник с алюминиевым. Так как химические свойства меди и алюминия разные, то прямой контакт между ними, при доступе кислорода приводит к окислению. Нередко даже медные контакты на автоматических выключателях подвержены такому явлению.

Образуется оксидная пленка, возрастает сопротивление, происходит нагрев. Здесь рекомендуется применять 3 варианта, чтобы этого избежать:

    болт + гайка со стальными шайбами

Они убирают прямой контакт между алюминием и медью. Связь происходит через сталь.

    специальные клеммники Wago с пастой

Контакты разведены между собой по отдельным ячейкам, плюс паста предотвращает доступ воздуха и не дает развиваться процессу окисления.

    использование медно-алюминиевых переходных гильз ГМА

Третий простой способ соединения проводников это опрессовка гильзами.

Для стыковки медных проводов чаще всего применяют гильзы ГМЛ. Расшифровывается как:

    Гильза
    Медная
    Луженная

Для соединения чисто алюминиевых – ГА (гильза алюминиевая):

Для перехода с меди на алюминий специальные переходные ГАМ:

Что из себя представляет способ опрессовки? Все достаточно просто. Берете два проводника, зачищаете на необходимое расстояние.

После этого с каждой стороны гильзы проводники вставляются во внутрь, и все это дело обжимается пресс-клещами.

При очевидной простоте, есть в этой процедуре несколько правил и нюансов, при не соблюдении которых можно легко испортить, казалось бы, надежный контакт. Читайте об этих ошибках и правилах как их избежать в статьях ”5 правил опрессовки” и ”Обжим изолированных наконечников, гильз и клемм”.

Для работы с проводниками больших сечений 35мм2-240мм2 используется гидравлический пресс.

До сечений 35мм2 можно применять и механический с большим размахом ручек.

Читать еще:  Как и чем утеплить стены изнутри

Гильзу нужно обжимать от двух до четырех раз, в зависимости от сечения провода и длины трубки.

Самое важное в этой работе – это правильно подобрать размер гильзы.

А еще таким образом можно соединить в одной точке одновременно несколько проводников. При этом будет использована всего одна гильза.

Главное полностью заполнить ее внутренне пространство. Если вы обжимаете одновременно три проводника, и у вас внутри остались еще пустоты, то нужно это свободное пространство ”забить” дополнительными кусочками того же провода, либо проводниками меньшего сечения.

Только после этого можно прессовать.

После обжатия такое соединение требуется заизолировать. Удобнее всего это сделать термоусаживаемой трубкой ТУТ.

Есть трубки с клеевой основой. При нагреве такой клей вытекает наружу и обеспечивает герметичность соединения.

Изолирование при помощи термотрубки также довольно простой процесс. При отсутствии газовой горелки или фена, для малых сечений достаточно даже зажигалки.

Опрессовка гильзованием является одним из самых универсальных и надежных соединений, особенно при необходимости наращивания кабеля, в том числе вводного.

Изоляция при этом получается практически равноценной основной, при использовании еще и внешней трубки ТУТ в качестве кожуха.

Помимо всех вышеприведенных способов соединения есть еще два вида, которые опытные электрики по праву считают самыми надежными.

    электрическая сварка
    пайка проводов

Однако такой вид стыковки никак нельзя отнести к простым. Он требует наличия специального оборудования, которого даже у 90% электриков зачастую нет в наличии.

Да и не всегда даже с его помощью можно соединить алюминиевый моножильный провод с гибким медным многопроволочным. Кроме того, вы навсегда оказываетесь привязаны к розетке или удлинителю.

А если поблизости вообще нет ни напряжения, ни генератора? Подробнее

При этом элементарные пресс-клещи наоборот, у 90% эл.монтажников как раз таки присутствуют. Не обязательно для этого приобретать самые дорогие и навороченные.

Например, аккумуляторные. Удобно конечно, ходи и только кнопочку нажимай.

Со своей задачей опрессовки хорошо справляются и китайские собратья. Причем весь процесс по времени занимает не более 1 минуты.

Способы соединения проводов: от скруток до пайки

В статье рассказывается о различных способах соединения проводов при устройстве электропроводки.

Устройство электропроводки требует надежного соединения проводов. В шестидесятые – семидесятые годы двадцатого века, во времена строительства «хрущевских» домов, проводка, чисто из экономических соображений, выполнялась алюминиевым проводом.

Все соединения в этой проводке выполнялись методом скруток, которые изолировались черной матерчатой изолентой, и прослужить могли десять и более лет, не требуя никакого обслуживания и профилактики. Конечно, если скрутка была выполнена по всем правилам. Поэтому старые электрики утверждают, что надежней скрутки, соединения просто не бывает.

Отчасти они правы. В те времена другого способа не было, да и не требовалось, поскольку в квартирах еще не было такого обилия электрической и электронной техники, как сейчас. Мощность тогдашних холодильников, стиральных машин, утюгов и электрочайников была намного ниже, чем современных. Да и не у всех они были холодильники, телевизоры и стиральные машины.

А такие потребители электроэнергии, как кондиционеры, компьютеры, домашние кинотеатры в квартирах вообще не применялись. Тогда их просто еще не изобрели. Поэтому и можно было выполнить проводку алюминиевыми проводами, а соединение проводов при помощи скруток.

Требования к современной проводке

В современных условиях проводка чаще всего выполняется медными проводами, что позволяет подключать нагрузку практически любой мощности. Для соединения проводов сейчас применяются различные способы. Это оговорено в правилах устройства электроустановок (ПУЭ). Дословно в них сказано так: цитата.

ПУЭ: п2.1.21. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями.

Из этого пункта правил следует, что скруткой соединять провода нельзя, ее просто нет в указанном пункте. Если же проводку будет принимать пожарный инспектор, то проводку, выполненную методом скруток он просто не примет, и ее придется переделывать. Скрутки допустимы лишь как временное соединение пред сваркой, о которой будет рассказано в следующей статье.

Соединение проводов при помощи зажимов

Согласно указанному пункту ПУЭ, для соединения проводов в настоящее время существуют клеммники, которые и следует использовать. Наиболее распространены три вида клеммников. Это самозажимные, винтовые и соединительные изолирующие зажимы. На рисунке 1 показан самозажимной клеммник.

Рисунок 1. Самозажимной клеммник

Самозажимные клеммники предназначены для соединения проводов сечением до 2,5 мм2, их рабочий ток достигает до 24А, что позволяет подключать нагрузку до 5КВт. Количество мест в таких клеммниках от 2 до 8, что значительно ускоряет монтаж проводки в целом. Правда, по сравнению со скруткой, они занимают в распаячных коробках больше места, что не всегда удобно.

Конструкция винтовых клеммников показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Винтовой клеммник

Такой тип клеммников наиболее распространен и поэтому применяется чаще других типов. Основная область их применения это соединение проводов в распределительных коробках. Однако, если проводка выполняется алюминиевым проводом от применения таких клеммников следует воздержаться, так как при затягивании винтов возможно пережать и обломить мягкий алюминиевый провод.

Третий вид механических соединителей проводов это соединительные изолирующие зажимы (СИЗ). Их внешний вид показан на рисунке 3.

Рисунок 3. Зажимы СИЗ

Такой зажим представляет собой пластмассовый корпус, внутри которого находится анодированная коническая пружина. Для соединения проводов их зачищают на длину около 10 – 15 мм и складывают в общий пучок. После чего на него накручивают СИЗ, вращая по часовой стрелке до упора. С их помощью возможно соединение нескольких одиночных проводов общей площадью 2,5 – 20 мм2. Естественно, что колпачки в этих случаях разного типоразмера.

Такие зажимы ускоряют монтаж, а за счет изолированного корпуса не требуют дополнительной изоляции. Правда, качество соединения у них несколько ниже, чем у винтовых клеммников. Поэтому, при прочих равных условиях, предпочтение все-таки следует отдать последним.

Соединение проводов пайкой

Соединение проводов пайкой и сваркой наиболее надежно, нежели с помощью клеммных соединителей различной конструкции. Лучше всего пайке поддаются медные провода, и хотя в настоящее время существуют различные флюсы для пайки алюминия, лучше от такой пайки воздержаться.

По сравнению со сваркой пайка является более простой и доступной: она не требует дорогостоящего оборудования, менее пожароопасна, навыки для выполнения хорошего качества пайки потребуются более скромные, чем при выполнении сварного соединения.

Если пайка скруток производится время от времени, например, вы решили поменять проводку в своей квартире, то вполне можно обойтись обычным паяльником мощностью не менее 100 Вт. Когда же пайка скруток предстоит чуть ли не каждый день, что касается вашей основной или дополнительной работы, то лучше пользоваться тем же стоваттным паяльником предварительно доработав его жало, как указано на рисунке 4.

Рисунок 4. Доработка жала паяльника

Для такой доработки следует паяльное жало вытащить из корпуса паяльника и сточить напильником или срезать ножовкой его рабочую клиновидную часть. После этой операции просверлить в медном жале отверстие диаметром 6 – 7 мм на глубину 30 – 40 мм.

Хотя особой точности при сверлении в данном случае и не требуется, если есть такая возможность, лучше подрезать торец и просверлить отверстие на токарном станке.

После установки жала обратно в паяльник отверстие необходимо облудить изнутри, так же, как это делается для простого паяльника. Таким образом, получается малогабаритная лудильная ванна.

Перед пайкой, конечно, сначала снимается изоляция с каждого провода на длину 40..50 мм, и каждый отдельный провод зачищается до металлического блеска, после чего облуживается.

Для этого в отверстии паяльного стержня надо расплавить небольшое количество припоя, после чего добавить немного канифоли и погрузить в отверстие провод. Если есть какой-нибудь жидкий флюс, например, раствор канифоли в спирте, то достаточно просто смазать провод жидким флюсом, и окунуть провод в расплавленный припой.

Затем облуженные провода тщательно скрутить, концы подрезать на одном уровне и, прихватив пассатижами, окунуть в паяльную ванну.

В подобном устройстве возможно пропаять скрутку из 4 – 6 жил сечением до 2,5 мм2. При этом скрутку следует для полного прогрева подержать в отверстии жала примерно 3 – 4 секунды. Пайка должна остывать на воздухе и иметь блестящий контурный вид.

При использовании в качестве флюса сосновой канифоли паяное соединение в промывке не нуждается. В случае применения других флюсов надо действовать согласно прилагаемой к ним инструкции.

Совершенно недопустимо для ускорения процесса охлаждать пайку водой: это приводит к образованию микротрещин и, естественно, ухудшению качества соединения.

Изоляцию скруток лучше всего произвести при помощи термоусадочной трубки, соответствующего диаметра, прогревая ее техническим феном. При отсутствии трубки можно воспользоваться обычной изолентой, намотав ее не менее трех слоев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector