Автомобильный радиатор для отопления дома
Santeh-nik.ru

Инженерные системы

Автомобильный радиатор для отопления дома

Автомобильный радиатор в систему центрального отопления

Хочу организовать некую простейшую приточную систему. Взять вентилятор и засасывать через фильтр воздух снаружи в помещение, а чтобы воздух поступал в комнату не шибко холодный, решил встроить в систему центрального отопления автомобильный радиатор от печки и поставить его на пути воздушного потока. Метод подключения следующий. В комнате стоит чугунная батарея. Я хочу заглушки на концах батареи заменить на краны, таким образом сделать отводку к автомобильному радиатору. Меня смущает давление. У нас в системе порядка 5 атмосфер. Радиатор выдержит?

Не выдержит. В системе охлаждения авто давление выше атмосферного на 0,1-0,2 бара. Его просто разорвет. Можно радиатор сделать из стальной батареи.

  • реальная возможность заморозить систему отопления с разрывом труб

Существуют теплообменники, но овчинка по моему не стоит выделки.

2eugin_b Есть радиаторы от холодильников. Там давление по-больше. Автомобильный слабый – факт.

Вообще-то, автомобильный радиатор – медный и 5 атмосфер выдержит спокойно, но идея, ИМХО, опасная, шланги подводящие порвет/сорвет, переморозит, да мало ли что. Воткнуть стандартный эл. тепловентиллятор, если уж приспичило.

2Kirill2000: По идее да. Старые советские радиаторы оборудовались такими решеточными радиаторами, которые можно было бы использовать, только технология реконструкции получается сложной, да и найти сейчас такую батарею проблематично…

2BV: Почему вы считаете, что идея с теплообменником нереальная. Простейший паяный теплообменник стоит 65-70долларов. По моему реальный вариант… Правда туда уже циркулярный насос понадобиться…

2andrey_o: Вы имеете ввиду, наверное, промышленные холодильники? В бытовом, я ничего подобного не встречал (но может быть я не там смотрел). И где такой радиатор можно найти?

2Викторыч: Электровентилятор мотать электричество будет. Нагрузка на сеть и деньги дополнительные на время эксплуатации эксплуатацию. При мощности 1квт сколько за 6мес. набежит?

Ну хорошо! Простым способом с автомобильным радиатором ничего не получится. Следующий вариант – купить БУ кондиционер БК-2300. И пустить его на запчасти для построения простейшей приточной системы вентиляции. Внешний радиатор зацепить на систему центрального отопления. Внутренний вентилятор оставить штатный. Как вам такой вариант?

eugin_b написал :
2Викторыч: Электровентилятор мотать электричество будет. Нагрузка на сеть и деньги дополнительные на время эксплуатации эксплуатацию. При мощности 1квт сколько за 6мес. набежит?

Порядка 5тыр, при непрерывной круглосуточной работе, ИМХО, ремонт дороже выйдет.

2Викторыч
Если получится, то у меня будет две таких системы! Ремонт конечно дороже, поэтому нужно делать технически грамотно. Цена 5000 за год меня конечно же не смущает и естественно я пойду на это при отсутствии других вариантов – Вариант с тепловентилятором изначально дешев, но затратен в эксплуатации. Вариант с центральным отоплением получается наоборот, но в конечном итоге выгоднее. В общем я ваш вариант тоже имею на вооружении с самого начала, просто по нему вопросов нет, а вопросы есть по использованию центрального отопления. Когда прояснится со всеми вариантами буду думать, что именно использовать исходя из всех рисков и затрат!

2eugin_b Может не батарею к форточке тащить, а наоборот? те направить поток воздуха на штатную батарею.

можно теплообменник, насос антифриз и автомобильный радиатор, можно от печки

есть и промшленные водяные калориферы на 10 атм

2eugin_b Выдержит радиатор 5 атм или не выдержит, значения никакого не имеет. Без автоматики защиты от обмерзания он у вас все равно будет порван замерзшей в нем водой. Готовая автоматика будет стоить дороже, чем специально обученный для вентиляции водяной калорифер. Так что имеет смысл направить очумелые ручки в сторону изобретения автоматики защиты.

да автоматику от обмерзания обязательно
клапан и отключение вентилятора

Чтоже ясно. Уж автоматику я явно не планировал изобретать! Хотя если в дальнейшем вводить систему климат-контроля и все-такое прочее, то необходим контроллер и куча времени на эксперименты, на который можно было-бы повесить и защиту.

Получается, что для того, чтобы не изобретать автоматику нужен обязательно теплообменник и циркуляция антифриза в замкнутой системе через радиатор, только в этом случае вариант с предварительным подогревом подаваемого воздуха от системы центрального отопления осуществим!

вот соседняя ветка
” >

я к тому, что заморозить батарею зимой легко даже без вентилятора
я тоже когдато хотел погреть вентиляцию приток от отопления, не электрическим нагревателем
но риск велик его заморозить

eugin_b написал :
.
Получается, что для того, чтобы не изобретать автоматику нужен обязательно теплообменник и циркуляция антифриза в замкнутой системе чeрез радиатор, только в этом случае вариант с предварительным подогревом подаваемого воздуха от системы центрального отопления осуществим!

Посмотрите тут ” > Пурмо Эйр (к сожалению, более подробная инфа идет на польском языке)
по поводу приточки – посмотрите варианты сонэйр и марта у Благовеста

Do Home Yourself написал :
вот соседняя ветка
” >

Но ведь антифриз не замерзает и при -40 градусах. Неужели опасность заморозки остается при использовании схемы?

!A_n_d_y! написал :
Посмотрите тут ” > Пурмо Эйр (к сожалению, более подробная инфа идет на польском языке)
по поводу приточки – посмотрите варианты сонэйр и марта у Благовеста

Вариант очень интересен спасибо. Буду изучать.
Правда я не понял смысла последней фразы!

Приточная вентиляционная установка МARTA – JR-M-A
” >
Приточная система SONAIR
” >

Пурмо Эйр – всё равно реальные шансы заморозить систему.

eugin_b написал :
Но ведь антифриз не замерзает и при -40 градусах. Неужели опасность заморозки остается при использовании схемы?

тут как раз просто с автоматикой
например
если воздух на после калорифера ниже +10гр. – отключение вентилятора приточки
если ниже 0гр. – отключение циркуляционного насоса
два датчика t, два реле

можно по температуре антифриза делать автоматику

2eugin_b Вы крупно нарываетесь на множество рисков:
а. риск получить по ушам от замерзших соседей, затем – от ЖЭКа, куда они настучат, + неслабый штраф от теплосети за воровство тепла, + штраф от ЖЭКа за несанкционированное подключение (система общая, вы заберете много – другим останется мало). В наших краях в своё время гоняли за лишние батареи, в ваших скорее всего тоже этого не любят.
б. риск сделать ремонт вплоть до подвала:
-система с водой и под давлением, как вы будете свои краны вкручивать? Сливать стояк вам не дадут.
-сейчас – 5 атм, а осенью испытания – до15. Испытываются, конечно, трассы, но у бестолковых сантехников могут испытать и домовую разводку, знаю такой прецедент. Порвет, естественно, как Тузик тряпку , но платить будут бестолочи, а вы им благородно облегчите финансовую тяжесть.
-крутанет сантехник дядя Вася вентиль, гидроудар, слетят ваши шланги.
-заглючит автоматика, заморозит и порвет ваш радиатор.
в. батареи> чугунные

, т.е возможно, старше вас. Их не только крутить, возможно, дышать на них нельзя, тронете – побежит где-нибудь, скорее всего на сварке или сгнившей резьбе аж на стояке (он у вас хоть не внутри стены?) – усилие скрутить приржавевшую или на краске пробку дюйм с четвертью слоновое понадобится, батарея ходуном ходить будет.
г. вариант с антифризом – чем греть антифриз будете? Шланг вокруг батареи обмотаете? КПД как у паровоза будет; нужно водоводяной теплообменник ставить, опять-таки в отопление лезть придется.
д. в случае каких-либо протечек в будущем, даже по естественным причинам, вину спишут на вас – инженерные коммуникации дома – в ответственности ЖЭКа, вы взвалите её на себя.
Я в свое время задавал , только с другой стороны. Если вас не пугают килобаксовые эксплуатационные затраты, добавьте немного и попробуйте фирменные изделия.

Самодельный радиатор: особенности регистров, конвекторов, масляных радиаторов, калориферов из автомобильных радиаторов

Эта статья посвящена самодельным отопительным приборам. Порой они не блещут красотой; однако возможность своими руками с минимальными затратами обеспечить теплом гараж или мастерскую наверняка привлекает многих из наших читателей. Мы познакомимся с несколькими конструкциями различной сложности, выполненными из вторсырья, старых труб и прочих предельно доступных материалов.

Радиаторы для водяного отопления

Вначале мы исследуем радиаторы, предназначенные для работы в контурах центрального и автономного отопления.

Регистр

Наиболее простые и доступные самодельные радиаторы отопления — из труб большого (100 — 250 мм) диаметра, заглушенными с торцов и соединенными перемычками. Эти приборы — так называемые регистры — обладают большим внутренним объемом и, соответственно, значительной тепловой инерционностью, что делает их идеальным решением для систем с твердотопливными котлами.

Подсказка: твердотопливный котел нуждается в растопке каждые несколько часов.
Чем больше инерционность системы отопления и, в частности, отопительных приборов — тем меньше отапливаемое помещение будет остывать между растопками.

Как изготовить простейший горизонтальный регистр?

  1. Трубы нарезаются отрезками по 1,5 — 4 метра (в зависимости от предполагаемой длины регистра).
  2. В них сверлятся или прожигаются газовым резаком отверстия под перемычки. Важный момент: конфигурация перемычек должна создавать внутри прибора замкнутый контур, исключающий застой теплоносителя в тупиковых участках.
  3. Трубы соединяются перемычками — трубами размером ДУ20 — ДУ32.
  4. Параллельно перемычкам ввариваются отрезки трубы той же длины, но уже приваренные к глухим стенкам. Они придадут конструкции жесткость.
  5. Торцы глушатся донцами, вырезанными из стального листа толщиной 4 — 5 мм.
  6. В нижнюю и верхнюю секции ввариваются патрубки, которые в дальнейшем будут соединять регистр с подводкой.
Читать еще:  Отопление двухэтажного дачного дома

В большинстве случаев в качестве секций регистра используется обычная круглая водогазопроводная труба. В ней привлекательны невысокая цена погонного метра и максимальная прочность на разрыв при минимальной толщине стенок, которая обеспечивается круглым сечением.

Устройство самодельного регистра.

Однако порой можно встретить и самодельные радиаторы отопления из профильной трубы — квадратной или прямоугольной. Ее достоинства — относительная компактность регистра и несколько большая площадь поверхности при той же площади сечения.

Важно: при постоянной температуре отопительного прибора его теплоотдача линейно зависит от площади поверхности, на которой происходит теплообмен с воздухом.

Конвектор

Простейший конвектор — это виток трубы с напрессованными на него пластинами, увеличивающими пресловутую поверхность теплообмена. Наиболее доступный материал — сталь. В качестве источников готовых конвекторов для владельцев гаражей часто выступают дома — новостройки: владельцы квартир в них массово меняют установленные строителями отопительные приборы на более привлекательные внешне и имеющие большую теплоотдачу секционные радиаторы.

Жители новостроек часто вспоминают создателей этого шедевра тихим незлым словом.

Однако у стали есть серьезный недостаток — низкая теплопроводность. Чтобы не быть голословными, мы приведем значения теплопроводности для трех металлов, чаще других использующихся при изготовлении отопительных приборов.

Металл Теплопроводность, Вт/(м*К)
Сталь 47
Алюминий 220
Медь 401

Очевидно, что при создании конвектора выгодно использовать цветные металлы: их теплопроводность резко увеличит теплоотдачу, сделав нагрев оребрения более равномерным.

Самодельные радиаторы отопления из меди представляют собой всевозможные конструкции на основе медной водопроводной трубы и пластин — медных и алюминиевых. Алюминиевое оребрение куда более доступно по сравнению с медным; некоторая разница в теплоотдаче компенсируется его увеличенной площадью.

Для сборки конвектора чаще всего применяется предназначенный для медных водопроводов припой; несколько реже пластины просто напрессовываются на трубу.

Конвектор на фото полностью спаян из медной водопроводной трубы.

Здесь на медный сердечник напрессованы пластины, увеличивающие теплоотдачу.

Автономные обогреватели

Что делать, если в гараже отсутствуют центральное отопление и газ, а организовать схему с твердотопливным котлом не позволяет периодичность ваших визитов в помещение?

В этом случае будет вполне логичным использовать для обогрева электроэнергию.

Масляный радиатор

Простейший самодельный масляный радиатор представляет собой уже знакомый нам сварной регистр с несколькими доработками.

  • Приварыши для подключения к подводкам отсутствуют.
  • Регистр, как правило, делается переносным, что подразумевает наличие ножек.
  • Перемычки между секциями присутствуют с обеих сторон. Их диаметр делается несколько больше, чем при сборке регистра для водяного отопления. Инструкция связана с тем, что естественная конвекция подразумевает минимальный гидравлический напор, а раз так — гидравлическое сопротивление тоже должно быть минимальным.
  • ТЭН или несколько параллельно соединенных ТЭНов устанавливаются в торце нижней секции.
  • В роли теплоносителя выступает масло. В идеале — трансформаторное, но подойдет даже отработка.
  • Регистр снабжается небольшим открытым расширительным бачком. Как вариант — масло немного не доливается до верха регистра, а приварыш на его верхней секции комплектуется автоматическим воздухоотводчиком.

Самодельный масляный радиатор.

Внимание: установить вместо воздушника предохранительный клапан — плохая идея.
При срабатывании он может обдать владельца помещения маслом с температурой 60 — 90 градусов, что явно не пойдет на пользу его самочувствию и настроению.

Калорифер из автомобильного радиатора

Еще одно интересное решение — самодельный обогреватель для гаража из радиатора.

Калорифер из старого радиатора.

На схеме обозначены цифрами:

  1. Радиатор.
  2. Расширительный бак.
  3. Вентилятор принудительного обдува.
  4. Кожух, защищающий лопасти вентилятора.
  5. Водяная помпа.
  6. Патрубок для подачи масла.
  7. Пускатель.
  8. Ремень привода вентилятора.
  9. Электромотор.
  10. Рамная стойка.
  11. Сливной кран.
  12. Блок ТЭНов.
  13. Жалюзи для регулировки направления воздушного потока.

Несколько рекомендаций по сборке этого изделия:

  • Частично забитые трубки радиатора — не помеха. Масло они пропустят.
  • Оптимальные характеристики мотора — 300 — 500 ватт при 1500 об/мин.
  • Для подогрева масла используются ТЭНы общей мощностью до 3 КВт. Лучше предусмотреть ступенчатую регулировку мощности их раздельным включением.

Используйте блок из трех ТЭНов по 1 КВт с независимым включением каждого из них.

  • Из-за небольшого диаметра трубок радиатора использовать отработку в этой конструкции не стоит. Подойдет трансформаторное масло или тосол А-40.
  • Наиболее эффективной работа обогревателя будет при температуре масла около 80С. Температура регулируется подбором мощности ТЭНов и оборотов вентилятора.

Заключение

Надеемся, что несколько предложенных вниманию читателя идей помогут ему организовать отопление подсобных помещений с минимальными затратами. Дополнительную информацию, как обычно, можно найти в видео в этой статье. Успехов в творчестве!

Тосол для системы отопления

Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает. То же самое можно сказать и про антифриз. Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.

Можно ли в систему отопления заливать тосол

Тосол для отопления дома

Для начала давайте разберемся с определениями. Что такое тосол и чем он отличается от антифриза? Само название – это аббревиатура, которая состоит из двух частей. Первая часть состоит из начальных букв отдела «технологий органического синтеза», который придумал этот состав, а вторая часть обозначает принадлежность жидкости к спиртам. Со временем аббревиатура стала использоваться для всех незамерзающих жидкостей, произведенных на территории республик бывшего союза.

Антифриз – это заграничное название незамерзающей жидкости. Если брать в целом, то никакой принципиальной разницы между тосолом для отопления дома и антифризом нет, кроме страны производителя. Другое дело – это состав жидкостей, но он может отличаться у всех производителей, поэтому и цены разные. Незамерзающая жидкость состоит из спиртовой основы (гликолевой) и пакета присадок, которые сглаживают агрессивность незамерзайки. От качества пакета присадок зависят все характеристики состава.

К сожалению, тенденция такова, что отечественный производитель не может наравне конкурировать по качеству с иностранными.

Теперь нужно разобраться в том, когда спрашивают можно ли использовать тосол в системе отопления, что имеют в виду:

  • обычный машинный тосол;
  • специальный состав для отопления.

Если вопрос подразумевает использование машинного тосола для системы отопления, то специалисты рекомендуют не делать этого. Почему так происходит, мы расскажем немного позже. На практике даже машинную незамерзайку льют в трубы отопления и все в порядке. Конечно, все нужно применять по назначению, но славянская душа не может жить в рамках, установленных капиталистами. Маркетинг твердит о том, что простой тосол для системы отопления не подходит, вредно, лучше купить специальный и подороже. На самом деле не все так однозначно.

Если же речь идет о специальной незамерзайке для контура обогрева, то ограничение на использование может быть наложено только производителем котла. Наказание за нарушение этого условия – снятие агрегата с гарантии.

Все о том как проводится промывка и опрессовка систем отопления. Последовательность и техника безопасности.

О том, что такое пресс для опрессовки отопления и как он работает читайте здесь.

Специалисты не рекомендуют тосол для отопления дома

Молекула этиленгликоля – ядовитого вещества

Давайте разбираться, в чем причина такой категоричной позиции, что заливать тосол в систему отопления дома нельзя. Для этого начнем с состава антифриза. Он состоит из:

  • спиртовой основы;
  • этилена;
  • ингибиторов;
  • составов, предотвращающих вспенивание.

Такой состав характерен всем незамерзающим жидкостям иностранного производства. Только в качестве активного вещества помимо этилена может быть:

Этиленгликоль очень ядовит, причем в любом виде. Нельзя чтобы он попадал на кожу и тем более внутрь, нельзя вдыхать его пары.

Это самый дешевый состав, у него самая низкая температура, при которой происходит распад структуры присадок. После этого антифриз просто уничтожает контур обогрева, разъедая его изнутри. Вот и все причины, по которым не рекомендуют заливать тосол в систему отопления дома. В принципе то же самое можно сказать про этиленгликолевые антифризы, разницы нет. То есть специалисты против использования именно составов с этиленом, а тосол как раз к таким относится.

Читать еще:  Отопление частного дома теплогенератором из скважины

Он разработан для автомобилей, поэтому выпускается только с ядовитым этиленом, ведь там, где он используется, это не имеет значения. Неядовитые пропиленгликолевые и глицериновые незамерзайки производятся за рубежом.

Этиленгликоль, который входит в состав тосола, может вызвать химические ожоги

Предупрежден – значит, вооружен. Зная, что тосол ядовитый, можно принять меры, чтобы он не навредил. Использование тосола в системе отопления должно осуществляется таким образом, чтобы состав не имел доступа к помещению, где находятся люди. Поэтому лучше если тосол будет залит в герметичный контур обогрева. Если же нужно чтобы он циркулировал по открытому контуру, то надо доработать конструкцию расширительного бака. Обязательно экспанзомат должен герметично закрываться крышкой, а в крышке должно быть отверстие. В него вставляется трубочка, которая выводится на улицу. Вот и все, пары этиленгликоля уже не страшны.

Единственное, что действительно опасно в отоплении тосолом частного дома, так это возможность утечки. От этого застраховаться нельзя. К тому же за счет того, что у антифриза поверхностное натяжение меньше чем у воды, он обладает большей текучестью. Это означает, что он находит даже самые маленькие трещинки и вытекает. К тому же если появилась течь, то она никаким образом не исчезнет сама, как это бывает в случае с водой. Вытекать будет постоянно, пока не будет произведён ремонт труб и стыков.

Никогда не лейте тосол в систему с двухконтурным котлом, никогда.

Обнаружить утечку в системе обогрева сразу удается не всегда. Получается что некоторое время все, кто находится в доме, сами не зная того, дышат парами этиленгликоля. Вообще, такой состав для постоянного жилья не используют, а вот отопление в гараже на тосоле – другое дело.

Самое главное, нельзя заливать тосол в системы, где стоит двухконтурный котел. Если что-то пойдет не так и часть теплоносителя попадет в контур ГВС, то последствия могут быть очень тяжелыми.

Как себя ведет тосол в системе отопления

Чтобы понять, как себя ведет тосол в системе отопления, нужно знать его характеристики. Мы уже определили его состав, который содержит ядовитое вещество, крайне опасное для человека даже в малых дозах. Знаем, что его можно заливать в закрытые и даже открытые контуры. Остается проблема возможности утечки. Чтобы ее предотвратить, нужно следить за тем, чтобы теплоноситель не перегревался. Как только он достигает 90 градусов, то начинается необратимый процесс распада пакета присадок. Реакция происходит с выделение кислоты и осадка.

Как только присадки перестают работать, агрессивность тосола уже ничем не гасится, поэтому он разъедает все, с чем контактирует.

Также нужно следить за тем, чтобы тосол менялся не реже чем раз в пять лет (лучше чаще). За этот период присадки отрабатывают свой ресурс и также распадаются. Причем распад происходит в течение короткого промежутка времени. То есть работает – работает, а потом бац и все, начинает разъедать систему.

Если брать за эталон обычную воду, то характеристики тосола можно определить в следующем процентном соотношении:

  • теплопроводность 85% – на 15% меньше, чем у воды;
  • плотность 120%;
  • вязкость 150%;
  • объёмное расширение 150%;
  • текучесть 150%.

Исходя из этих характеристик, можно сделать вывод, что за счет большей плотности и вязкости насосу будет тяжелее прогонять тосол по системе отопления. Хоть больший процент текучести и сглаживает этот эффект, все равно насосы нужны более мощные. Также обязательно нужно предусмотреть объёмное расширение и подобрать экспанзомат большего объёма. Понятное дело, что тосол в системе отопления используется только тогда, когда помещение протапливается нерегулярно. Если же речь идет о постоянном жилье, то смысла заливать тосол, который очень ядовит, нет. Обычно его используют в домах временного проживания, на дачах или в гараже.

Есть небольшая особенность разогрева тосола в системе отопления дома. Отзывы по эксплуатации свидетельствуют о том, что включать котел после некоторого времени простоя, за которое теплоноситель успел загуснуть, нужно на минимум и потом постепенно поднимать температуру. Очень медленно. Это нужно потому, что циркуляция с густой незамерзайкой сложно дается насосу, при этом скорость теплоносителя очень низкая. Поэтому состав подолгу находится в змеевике камеры горения, где может перегреться. О том, что с ним случается при перегреве мы уже говорили.

Все что вы не знали про ремонт котлов отопления читайте на нашем сайте.

Про возможные неисправности циркуляционного насоса отопления можно прочитать по адресу //utepleniedoma.com/otoplenie/otopitelnoe-oborudovanie/remont-nasos

Как залить тосол в систему отопления

Погружной электрический насос “малыш”

Перед тем как закачать тосол в систему отопления дома, контур нужно очистить при помощи специальных средств. Чтобы заполнить контур обогрева тосолом нужно применять специальные насосы. В любой системе есть патрубок подпитки, через который заливается теплоноситель. Если это открытая система, то, в принципе, можно заливать тосол и ведром через расширительный бак, но это уже сродни тихому помешательству. Поэтому надо взять насос. Они бывают:

Так как залить тосол в систему отопления ручным насосом, тем которым проводятся гидравлические испытания, достаточно проблематично, лучше избегать этого метода. Если вариантов нет, то ничего не поделаешь, придется поработать руками. Есть электрические помповые погружные насосы, которые опускаются в резервуар с незамерзайкой и прокачивают ее в контур. Также есть компрессоры, которые накачивают давление. Для такого компрессора еще потребуется специальный пистолет. Он совмещает жидкость с давление воздуха и направляет ее в систему.

Итоги

Тосол – это тот же этиленгликолевый антифриз. Тосол в системе отопления использовать можно, если осторожно. В домах постоянного проживания лучше отказать от этой затеи, слишком много подводных камней. Не стоит забывать, что тосол очень токсичен. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать его в системах с двухконтурным котлом. Также следует помнить о правилах эксплуатации (не перегревать, парами не дышать, внутрь не принимать, вовремя менять). Несомненно, залив тосол в контур, вы сэкономите в два раза, по сравнению с нетоксичными зарубежными пропиленгликолевыми составами. Только вот стоят ли эти копейки такого риска? Вопрос риторический.

Модернизация радиатора системы водяного охлаждения (автопечки)

Но не все так просто. Воздух имеет такие свойства как плотность и вязкость. Расстояние между медными пластинами моей автопечки 1 – 2мм. Что бы продуть такие щели нужен сильный поток воздуха. Сильный поток воздуха – это большие обороты вентилятора и, следовательно, высокий уровень шума. А, как известно, одним из преимуществ систем водяного охлаждения является низкий уровень шума. Этого преимущества мы себя и лишаем.

Имея большой опыт эксплуатации систем водяного охлаждения, я давно подметил, что производительность системы резко падает с уменьшением оборотов вентилятора. Конечно, не один я такой умный и наблюдательный, об этом много написано. Известно, что при недостаточных оборотах вентилятора и малых щелях радиатора образуется воздушная подушка, и вентилятор просто не “продувает” радиатор.

Фото1. Радиатор автопечки.

Фото2. Радиатор автопечки “на просвет”

реклама

Я давно разрабатывал метод увеличения расстояния между пластинами радиатора. Но все, что приходило мне в голову – это распаять радиатор, убрать лишнее и спаять снова. Но, зная свою феноменальную выдержку и невероятную усидчивость, даже не брался за такую работу. Слишком велик риск разрушения автопечки об угол, разбрасывания инструмента и обилия ненормативной лексики.

Нужен простой и по возможности необременительный метод переделки. Мне меньше стрессов и будет интереснее народу. Был еще вариант выдрать лишние листы медицинским зажимом, но опыт не удался.

Крутил я в руках автопечку, крутил. Рассматривал. И рассмотрел, что пластины припаяны не везде, в основном держатся “на трении”. А где припаяны, то не сильно. Взял я обычную плоскую отвертку и попробовал раздвинуть пластины. Получилось. Курочить сразу не стал. Нужно сначала протестировать радиатор как есть, до переделки

Из подручных материалов смастерил диффузор и установил на него 120мм вентилятор. Смонтировал на радиатор.

реклама

Загерметизировал все ненужные щели малярной лентой (как изолента, только из бумаги). И подключил к своему системнику.

Как понятно из фотографии, корпус системника самодельный. Имеет встроенную систему водяного охлаждения. В качестве радиатора используется алюминиевая батарея отопления. И предусмотрена возможность подключения дополнительных радиаторов для тестирования. Батарея же в таких случаях отключается. Все эти включения и выключения производятся шаровыми кранами.

Читать еще:  Состав для промывки системы отопления

Про корпус и его начинку можно почитать на моей ПС. Но сейчас не об этом.

Конфигурация системника:

  • CPU – Athlon 64 3000+
  • MB – Epox 8KDA3I
  • RAM – 2 по 512Mb DDR500 Digma
  • Gpu – GeForce 5950
  • HDD – Samsung 160G
  • Power – EuroCase 480W

В качестве теплоносителя я использую чистый тосол. Делаю это только из-за того, что все другие сочетания дистиллированной воды со спиртом, этиленгликолем, тосолом вызывают со временем коррозию насоса Grundfos. Корпус у него чугунный. И вода в прозрачных шлангах делается неприятного грязно-коричневого цвета. Вода эффективнее тосола, это я проверял сам, и почитать об этом можно здесь – “Сравнение тосола и дистиллированной воды в системе водяного охлаждения.”. Но я жертвую этими одним, двумя градусами во имя красоты. Дальше в статье я буду говорить “водяное охлаждение”, не говорить же “тосольное”!

Тосолом я охлаждаю процессор, чипсет, графический процессор и память на видеокарте. Фиксировать я буду только температуру процессора по прилагаемой к материнской плате утилите USDM. Она удобна еще и тем, то выводит значение температуры процессора на встроенный в плату светодиодный индикатор. И температура всегда перед глазами. Греть систему я, как всегда, буду тестом 3DMark03. Этот тест греет всю систему целиком и процессор и видеокарту.

Включаем. Смотрим. Сначала вентилятор на автопечке работает от напряжения 10.5 вольт. Это из-за того, что вентиляторы я включаю через электронный реобас, собранный на КРЕН. Особенность схемы такова, что выше напряжения он не дает. Поработав часик в Word, смотрю температуру процессора. Она составила 31 градус. Запускаю 3DMark03. Жду час. Температура поднялась до 39 градусов. Система неразогнана.

С помощью реобаса понижаю напряжение на вентиляторе до 5 вольт. И продолжаю 3DMark03. По прошествии еще часа температура поднялась до 44-45 градусов. Показания все время менялись, то 44, то 45. Вообще показания индикатора часто меняются. Стоит выключить тест и за одну секунду показания уменьшаются на два-три градуса. Теперь гоню процессор: FSB 260, множитель 10, Vcore 1.7. Реально 1.75 – мать завышает напругу. Крутим тест дальше. Температура поднялась до 54-55 градусов.

Все, показания сняты, приступим к модернизации. Отвертку мне и молоток! Разбираю систему, снимаю автопечку. Беру отвертку, приступаю.

Как видно на фотографии, отверткой раздвигаю пластины. Делать это нужно осторожно и с двух сторон. Сначала я перестарался и проткнул трубку. Они спаяны из тонкого медного листа. Пришлось паять. Проверим, как получается.

реклама

Теперь свет видно и щель выходит 4 – 5мм. Раздвигаю листы через четыре. Через полчаса начинаю жалеть, что связался с этой железякой. Начинает подступать психоз. Занятие крайне нудное, но креплюсь изо всех сил. И вот он результат:

А на просвет, какая красота!

Потом я подсчитал, сколько я расширил отверстий. Получилось 493, а с двух сторон 986. Кошмар! Но не будем о грустном. Жизнь продолжается. Всего-то и выкинул из нее пару часов. Собираем, включаем.

реклама

Сначала вентилятор работает от 10.5 вольт. Через час неспешной работы в Word смотрим температуру – 30 градусов. Всего на градус меньше! Стоило столько страдать. Но чтобы проверить все до конца, ставим напряжение на вентиляторе 5 вольт и работаем дальше. Заработавшись, забыл о времени и когда через пару часов взглянул на индикатор, не поверил своим глазам – 31 градус! Напомню, что до переделки на 5 вольтах температура поднималась до 39 градусов. Видимо при расстоянии между пластинами 4-5мм радиатор прекрасно продувается и на 5-ти вольтах! Восемь градусов выигрыш.

Теперь “погреем” систему 3DMark03. Через 35 минут температура начала колебаться 39-40 градусов и выше не росла. Ничего себе, такая же температура до модернизации была при питании вентилятора 10.5 вольт и шум от него был ощутим. А тут тишина и та же температура. Неплохо.

Теперь разгон. Не буду больше морочить голову читателям, скажу сразу результат – 48 градусов. Процессор с модернизированным радиатором стал холоднее на 7-8 градусов. Преимущество модернизированной печки налицо. Не ожидал такого эффекта. Для полноты картины надо сказать, что температура в комнате колебалась в пределах 21-23 градуса.

реклама

Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Потек радиатор: что брать взамен?

Чем заменить вышедший из строя радиатор? В магазинах автозапчастей нынче можно встретить весьма широкий ассортимент радиаторов системы охлаждения, теплообменников системы кондиционирования и интеркулеров. Разбираемся в их многообразии.

Когда-то первые вазовские «восьмерки» шокировали практически всех и всем. В том числе своими радиаторами, сделанными… из алюминия!

— Ну, додумались, – качали головами бывалые. – Медный-то запаял и дальше поехал — а с этим что делать? Новый покупать?

С тех пор всё изменилось. Мягкая, тяжелая и дорогая медь полностью уступила место алюминию. А чтобы посмотреть на современное производство радиаторов всех мастей, не нужно ехать за границу — гораздо удобнее посетить Санкт-Петербург. Помимо Медного всадника и Спаса на Крови там есть и завод ПО «Авто-Радиатор», выпускающий более полумиллиона радиаторов Luzar в год.

Трубчатые и пластинчатые

С детства помню, что грибы бывают трубчатые и пластинчатые — к примеру, подберезовики и сыроежки. Примерно такая же терминология применяется и в радиаторном мире. Два основных вида радиаторов систем охлаждения — это сборные трубчато-пластинчатые, а также паяные (несборные) трубчато-ленточные. Какие лучше? Давайте разбираться.

Начнем с подберезо… простите, с трубчато-пластинчатых изделий. Больше всего мне понравилось то, что внутрь трубок при производстве вставляют так называемые турбулизаторы. Это закрученные спиралью узкие и длинные пластмассовые пластины, благодаря которым жидкость не проносится вдоль трубки на всех парáх, а совершает сложное движение по спирали, что способствует лучшему теплообмену. А вообще процесс начинают с вырубания охлаждающих пластин из ленты (отечественной, кстати говоря!). Затем полученные пластины надевают на трубки, после чего применяют — необычный термин! — дорнование.

Дорн — это один из героев Чехова, но тут он точно ни при чем. Так называется стержень, который проталкивают внутрь трубок, увеличивая таким образом их наружный диаметр. Далее на концы трубок устанавливают опорные донья с уже вложенными резиновыми прокладками и концы трубок развальцовывают.

На оба опорных дна монтируют пластмассовые бачки, которые крепят загибанием лапок. Получившиеся радиаторы проверяют избыточным давлением более 2 бар, при этом специальный стенд регистрирует малейшее падение давления. Прошедший испытания радиатор получает индивидуальный номер.

Сборные радиаторы

высокая жесткость трубки защищены от повре­ждений пластинами малый процент брака невысокая стоимость материалов не очень высокая теплоотдача сложная оснастка

Повысить теплоотдачу удается расположением трубок в шахматном порядке. Если применить плоскоовальные трубки (уже без турбулизаторов), теплоотдача тоже увеличится. Кстати, такие трубки также обрабатывают дорном.

А что сказать о паяных радиаторах (кроме того, что они несборные)? Такие конструкции требуют соединять трубки с охлаждающей лентой и основанием бачков в специальной печке! Конструкция спекается в печи в среде азота, который помогает освободить алюминиевые поверхности от окислов. Далее через совсем тонкие (лапшевидные) прокладки устанавливают бачки.

Паяные радиаторы

высокая теплоотдача низкая стоимость оснастки нет необходимости в массивной резиновой прокладке (при пластмассовом бачке) сложный процесс производства (возможен брак при недостаточном соединении трубок с лентами) нет защиты трубок

Сколько ходов?

На этом нюансы терминологии не кончаются. Радиаторы делятся на одноходовые и двухходовые. У одноходовых жидкость проходит через все трубки радиатора в одном направлении — от одного бачка к другому. А вот у двухходового один бачок разделен на две части перегородкой; жидкость, зайдя через верхнюю часть, перемещается по половине трубок в одну сторону, а затем, уже в другом бачке, меняет направление движения и возвращается во вторую часть первого бачка, двигаясь в обратном направлении.

Для кого это делают?

Авто-Радиатор — официальный поставщик конвейеров АВТОВАЗа и СП GM-АВТОВАЗ. Само собой, радиаторы Luzar поставляются на вторичный рынок, причем не только на российский — экспорт налажен в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Украину, Армению… Сегодня питерцы производят свыше 1200 наименований продукции, в основном это радиаторы охлаждения двигателей и радиаторы отопления салона легковых автомобилей отечественного и импортного производства, а также некоторых грузовиков. Хотя и кондиционеры с интеркулерами не забыты.

Культура производства на заводе меня приятно удивила. Если радиатор моей машины потребует замены, не буду сбрасывать со счетов изделия Luzar.

Развитие конструкции сборных радиаторов

От наиболее простых, с двухрядным расположением трубок, снабженных для повышения эффективности пластмассовыми турбулизаторами, перешли к производству радиаторов с шахматным расположением трубок. Венцом развития сборных радиаторов стали конструкции с плоскоовальными трубками, улучша­ющими теплоотдачу.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации