Японский сад камней: устройство, философия и особенности стиля
Santeh-nik.ru

Инженерные системы

Японский сад камней: устройство, философия и особенности стиля

В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как появились в Японии сады камней

Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

Знаменитые японские сады камней

Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

Символы японского сада камней

Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Японский сад камней: устройство, философия и особенности стиля

Сад камней — необычное стилистическое решение ландшафтного дизайна. Это направление чаще выбирают люди, склонные к философским мыслям и уединению. В статье приведены ключевые аспекты выбора элементов и создания композиций из камня, а также описана последовательность обустройства японского сада.

Философия японского сада камней

Японцы по-особенному относятся к камням, считая, что место, на котором они находятся — священно. Согласно философии дзен-буддизма, человека в саду должна занимать не праздная прогулка, а сосредоточение, созерцание и размышление.

По сути, сад камней — это небольшой лаконичный пейзаж на равнинной поверхности. Основными элементами композиции здесь выступают не привычные растения, а камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой. Вокруг камней имеется много свободного пространства. Такая «пустота» символизирует безбрежность мира, будущее и свободу.

Каждый элемент сада имеет скрытую символику:

  • мелкая галька, светлый гравий и песок — водная стихия;
  • камни разных размеров — острова и горы;
  • вертикальный камень (статуя) — небо;
  • горизонтальный (плоский, лежачий) камень — земля;
  • мох — абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).

В целом восточный сад камней символизирует «застывшую» модель мира.

Главные принципы устройства сада

На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:

  1. Японский сад состоит из нечетного количества камней, начиная от 3-х и более.
  2. В основе композиции находятся разные по размеру необработанные камни, которые подбираются по форме, фактуре и цвету.
  3. Камни гармонично располагаются по всей площади поверхности. При этом из каждой точки участка должны быть видны все камни, за исключением одного. Японцы считают, что видеть все камни может только человек, достигший просветления.

  1. Важный принцип создания «каменной» композиции — асимметрия. При построении сада надо избегать параллельных линий и предметов одного размера.
  2. Валуны комбинируются в несколько отдельных групп, которые вместе должны создавать гармоничную и цельную композицию. Например, пять булыжников могут быть размещены как две группы (2+3) или три группы (1+2+2).
  3. Сад должны наполнять минералы из одной природной зоны. Недопустимо соединять горные, речные или морские камни друг с другом.
  4. Вся композиция должна быть выдержана в единой цветовой гамме.

Выбор камней для восточного сада

Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.

Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:

Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.

Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.

Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.

Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.

Правила расстановки камней и создания композиций

Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

Читать еще:  Куда ставится группа безопасности для системы отопления

При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

  1. Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.

  1. Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.
  2. В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.
  3. Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.
  4. Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще.

Декоративные элементы сада

Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

  • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
  • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
  • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

Обустройство японского сада: пошаговая инструкция

Технология обустройства сада камней достаточно проста. Для работы необходимо подготовить элементарный садовый инвентарь (лопату, грабли, ведро), камни природной формы разных размеров, мелкую гальку и песок.

  1. Участок под будущий сад очистить от ненужных предметов и мусора.
  2. Выровнять поверхность участка: видимый покат сровнять лопатой, углубления засыпать землей.
  3. Снять с участка верхний слой грунта на глубину 10–15 см.
  4. По периметру участка выложить декоративные камни небольшого размера или доски — они послужат укреплением стен «котлована».
  5. По всей площади равномерно распределить песок (толщина слоя — 5 см).
  6. Поверх песчаной «подушки» уложить слой гравия или гальки.
  7. Участок полить водой из расчета пол-литра воды на метр квадратный — это уплотнит щебень и гальку.
  8. Установка центральных элементов композиции. Если камень не сильно громоздкий, то его можно «вдавить» в щебень. Для крупных валунов надо сделать более глубокую выемку.
  9. Граблями «начертить» на площадке узоры в виде полос или кругов.

Используя приведенные рекомендации, можно воссоздать сад камней по своим ощущениям и вкусу. Он будет радовать эстетичным видом, подарит чувство гармонии и успокоения.

Сад камней. Японский сад камней – философия, назначение, устройство

Японский сад камней – необычное явление для европейца. Ни в одной другой культуре нет ничего подобного. Эти философские сады обладают невероятной притягательной простотой и изяществом.

История

Для японцев, живущих в окружении скал, камни всегда имели особое значение. Ещё в древности скопления камней считались отмеченными божественным присутствием и почитались как священные. Именно поэтому сад камней в Японии – не просто декоративный элемент, а место сакральное, особо ценное и уважаемое.

Изначально священные камни просто перевязывались особым образом. Новое веяние в эстетику сада камней принесли китайцы, полагавшие, что в восточном море находятся острова блаженных бессмертных. Именно их и стали изображать с помощью сада камней – специальным образом расчесанный песок изображал воду, а камни стали островами. Постепенно из камней стали выкладывать различные фигуры.

Для более глубокого понимания значения такого явления, как сад камней, для японцев, следует узнать о ещё одном обычае. Буддийские монахи находили камни с острыми гранями, в которых особенно чувствовалось присутствие божества. Монах мог «извлечь» из такого материала фигурку Будды, то есть обработать его. Если же камень не подвергался обработке, то считалось, что фигурка все ещё спрятана в нем. Такой камень также становится объектом поклонения.

Философия сада камней

Японский сад камней – настоящая модель мира. Сам материал – камень – является для островитян совершенным творением природы и демонстрирует её красоту. Крупные камни символизируют скалы, острова, а мелкий гравий и песок – воду.

Сад камней очень символичен. Он предназначен для созерцания и медитации и символизирует природу. Постановка камней, их выразительность, соотношение размеров заставляют воспринимать их как скульптуру, произведение искусства. Остальные элементы сада служат лишь фоном, подчеркивающим красоту камней.

В саду много свободного пространства, ведь он олицетворяет свободу, безбрежность мира. И при этом создается ощущение закрытости, камерности.

Камень в Японии ассоциируется со светлой мужской силой. А темное женское начало олицетворяет вода. Даже несмотря на то, что воду в саду символизирует песок и мелкий гравий, без неё не обходится крохотная модель мироустройства.

Назначение сада

Основная задача, которую выполняет сад камней – заставить человека расслабиться и сосредоточиться. Достигнув нужного состояния, смотрящий на сад видит камень, погруженный в воду, и плавно расходящиеся волны.

Первые сады для созерцания создавались исключительно при храмах. Позже подобная практика нашла распространение и в светской жизни, но предназначение садов осталось прежним – пришедший должен уединиться, чтобы отстраниться от мирской суеты, забыть о своих проблемах и медитировать. Эстетическое удовлетворение приносит простота и изящество, с которыми японцы отражают законы мировой гармонии.

Стилистика

Минималистичный сад придется по вкусу склонным к размышлениям любителям уединенного отдыха. Если вы хотите обустроить сад камней своими руками, стоит учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, это «пустота». Именно такое впечатление создается, когда впервые видишь сад камней. В отличие от европейских, японский сад не заполняется максимально.

Следует определить основную точку созерцания, на которую будет ориентирован весь сад. Заранее учитываются и часы наблюдения. Чтобы избежать слепящего солнца, точку обзора предпочтительней устраивать на северной стороне. Основной объект наблюдения располагают в восточной или западной части сада, в зависимости от выбранного времени созерцания.

Японский сад асимметричен. Камни должны быть разных форм и размеров. Не нужно размещать их параллельно друг другу. Объекты располагаются так, чтобы их было хорошо видно с любой точки обзора с учетом семиугольной геометрической сети линий. Если на участке есть водный объект, необходимо продумать и отражение элементов сада.

Выбор камней

Приступая к воплощению сада камней, стоит заранее продумать, где вы возьмете необходимые материалы в нужном количестве, как будут выглядеть камни в вашем саду. Выбранные декоративные камни для сада не должны “спорить” друг с другом по структуре и цвету. Они должны быть из одной местности. Камни должны сочетаться по форме и размеру и вписываться в концепцию сада.

Подходить к выбору главных героев нужно с особой тщательностью. Каждый камень обладает своим характером, индивидуальностью. Каждый экземпляр должен найти свое место в саду и стать частью гармоничной композиции.

Внимательно изучите понравившийся камень, его структуру, форму, цвет. Подумайте, какое место он может занять в саду. Определите его «макушку» и «лицо» – самые интересные стороны, которыми он будет обращен вверх и к основной точке наблюдения.

Чтобы сделать сад камней своими руками, нужно иметь понятие и о типах камней. Всего их существует 5:

Кроме того, камни могут выполнять множество ролей – прислоняющийся камень, убегающий, догоняющий, лежащий, прямостоячий и т. д.

Расположение камней

Существует множество способов применения камней в японском саду. Декоративные камни для сада могут не только составлять интересную композицию, но и использоваться для создания мостиков, дорожек, подпорных стенок. Ими оформляют водоемы.

Композиция должна быть сбалансирована. Для этого применяется прием построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчиненных. Этот канонический прием несет гармонию и применяется не только для построения композиций из камней.

Лучше всего брать камни из той местности, где планируется разбить сад.

Расстановка камней

Главное в работе создателя сада – правильная расстановка камней, «сутэ-иси». Для того чтобы постичь это искусство, недостаточно просто прочесть правила расстановки камней, нужно попытаться постичь саму глубинную суть сада.

Рассмотрим основные правила расстановки камней:

1. Для создания композиции используется нечетное количество камней – 3, 5, 7 и т. д.

2. Камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли. То есть его нужно углубить, чтобы он соединился с землей, врос в неё. На склоне камни углубляют сильней, нежели на плоской поверхности.

4. Камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем расположенных вертикально. Это необходимо для баланса энергии Инь-Ян. С помощью горизонтально лежащих камней нужно уравновесить влияние обилия вертикальных объектов – деревьев, заборов, строений.

5. Композиция сада должна быть расположена асимметрично, с контрастом между заполненной и пустой частью. Не допускаются параллельные линии и одинаковые по размеру элементы.

6. Площадка, на которой расположен сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гальки или гравия.

7. При проектировании сада используется семиугольная геометрическая сеть. Именно этот подход помогает верно определить расстояние между объектами. Обязательное правило – камни располагаются на пересечении линий сети. Если сад небольшого размера, то используется только часть сети.

Читать еще:  Жидкий герметик для системы отопления дома

Символизм сада камней

Важна правильная компоновка растений и камней. Их нужно соединить так, чтобы создавалось впечатление, что камни лежат здесь всю жизнь, олицетворяя вечность и постоянство Вселенной, а растения сменяются, символизируя изменчивость жизни.

Весь сад пронизан различными символами, которые способен расшифровать внимательный зритель. Волны песка напоминают море – то спокойное, то бушующее, бескрайнее. Каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров. Вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский, приземленный – землю. Горка песка становится луной.

Камни располагаются так, чтобы с любой точки обзора были видны все объекты, кроме одного. Такая композиция будет обозначать безграничность мироздания.

Декоративные элементы сада

Японский сад наполнен не только камнями. Не менее важны узоры на песке или гравии, мостики, дорожки, тсукубаи и ограды.

Узоры на песке, являющиеся узнаваемым элементом сада камней, выполняются с помощью специальных грабель. Перед тем как приступить к нанесению рисунка, его нужно тщательно продумать. Линии должны гармонично вписываться в общий пейзаж. Прямые будут символизировать водную гладь, круги у камней – волны, набегающие на берег, а кривые линии – волны, бурлящие потоки.

Ограда призвана воссоздать атмосферу уединения. Она выполняется из непрозрачных материалов с одной или двух сторон сада. Это могут быть ограждения из бамбука, невысокая каменная или бетонная стена.

Тсукубаи – напоминающая небольшую бочку каменная чаша высотой 20-30 см, в которую по трубам поступает вода. Тсукубаи привносит элемент динамики, движения в статичный сад камней, при этом не нарушая его спокойствия.

Для освещения в ночное и вечернее время в саду устанавливаются небольшие фонарики, изготовленные из камня, дерева, пемзы. Игра света и тени в ночном саду создает атмосферу таинственности и позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.

Дорожки и мосты

Дорожки в японском саду имеют свой особый смысл. Это жизненный путь, путешествие по жизни. Именно дорожка указывает зрителю путь, пройдя по которому, он сможет взглянуть на каждую картину сада. Дорожки не должны быть прямыми, четкой геометрической формы. Мягкая и извилистая дорожка подведет к каждой точке обзора сада.

Тропинка не должна быть яркой, кричащей. Её основа прочна и удобна, а сама дорожка дополняет композицию и не бросается в глаза. Не забывайте о прямом предназначении тропы – по ней должно быть приятно идти. Материалом может послужить кирпич неправильной формы, натуральный или искусственный камень. При укладке нежелательно соединение четырех швов, образования квадратов. Дорожка проходит так, чтобы все камни были повернуты длинной осью перпендикулярно.

Мостики в саду олицетворяют переход от одного этапа жизни к другому, от настоящего к неизвестному. Особо ценятся мосты из цельного куска камня.

Миниатюрный сад камней

Сравнительно недавно получило распространение изготовление миниатюрных садиков. Для них используется камень с естественным углублением, небольшой широкий горшок или корзина. Настольный сад камней полностью имитирует внешний вид рокария. Используются суперкарликовые растения, мхи, лишайники и небольшие камни.

Известные сады камней

Сад камней в Киото считается шедевром паркового искусства. 15 камней расположены на белом гравии в окружении буро-зеленого мха. Ровные линии на поверхности гравия символизируют море, круги у камней-островов – волны, набегающие на берег, а мох – леса. Сад камней Рёандзи создает впечатление строгости и чистоты.

Загадка сада пятнадцати камней в том, что, с какой бы стороны не находился зритель, один из камней оказывается скрыт от его глаз. Существует поверье, что только после полного духовного очищения и просветления можно увидеть сад полностью.

Во Вьетнаме также существует знаменитый сад камней. Нячанг – город, близ которого расположен сад – находится на берегу моря, а сам сад представляет собой живописный мыс естественного происхождения. Камни интересных форм, отшлифованные самой природой, привлекают множество туристов.

Существует и отечественный сад камней. Краснодарский край, который славится своим дендрологическим парком и музеем камней, также может похвастаться таким шедевром паркового искусства.

Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.

Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.

Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.

Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.

В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.
Читать еще:  Потребление электрического котла отопления в месяц

Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

Японский сад камней — чудо восточной философии на своем участке

Философский сад камней — это уникальное восточное явление. Ни в одной культуре мира, кроме Японии, такое не встречается. Это не обычная декоративная композиция, а ценное место, обладающее своим значением и сакральной силой. Восточная мудрость говорит о том, что это место силы и накопления энергии.

История возникновения

В древней Японии, которая окружена скалами, камни всегда имели особую силу. Скопление булыжников и валунов издревле считалось священным. Именно такие места считались отмеченными богами, здесь совершали обряды, молились и предавались медитации. Первоначальные японские сады представляли собой груду камней, связанных между собой бечевкой.

Чуть позже внесли изменения в конструкцию садов китайцы. Существует легенда, что в Восточном море есть дальние острова, на которых живут бессмертные. Китайцы создали новый символ — камни-острова в бескрайнем море. С помощью глыб и булыжников изображали саму сушу, а песок вокруг них покрывали узором из волнистых линий, которые символизировали море и волны. Позже камни заключались в систему, изображающую какой-либо рисунок или схему.

И еще одна легенда о возникновении садов камней связано с буддизмом. Монахи считали, что внутри каждого камня скрыт Будда. Его лик нужно было извлечь, обработав глыбу. Считалось, что у каждого монаха есть свой особый булыжник. Если же Будду не удавалось высечь из породы, то камень нельзя было возвращать обратно и тем более выбрасывать, поскольку образ Бога все еще находился в нем. Так формировался целый сад камней и глыб.

Изначально сады размещались в храмах, чуть позже распространились и на частные территории. Однако смысл их не изменился.

Восточная философия

Японский сад камней — это импровизированная модель вселенной. Камни — особый символ, при помощи которого японцы передавали свое видение мира, свою философию и веру. Глыбы символизируют горы, скалы или острова, мелкая галька или песок — это олицетворение воды, а синтез этих символов говорит о духе природы.

Немудрено, что именно скопление булыжников стало местом для медитаций и соединения с вечной вселенной, молитв и созерцания. Главная роль отведена именно камням, дополнительные элементы — это всего лишь фон, подчеркивающий общее значение.

В саду обычно много свободного места. Это тоже символ, олицетворяющий свободу и бесконечность мысли и вселенной в целом.

Камень — это мужская сила. Вода — это женское начало. Обе стихии важны в создании мира. Ведь без воды не обходится ни одна частичка на Земле.

Назначение объекта

Основным смыслом создания такой композиции является желание иметь место для релаксации, пространства, где можно побыть одному и подумать. Конечный итог медитации — это визуальная картинка, на которой видны глыбы, погруженные в воду.

Итак, подобные объекты — это не просто декоративное сооружение, а особый вид искусства созерцания и проникновения в свою суть, единения с миром и природой, растворения в них.

Основные правила создания

Создание каменного сада у себя на участке — это не столько творческий процесс, сколько глубокая философия. Такой объект подходит для личностей, любящих уединение. Важно помнить несколько принципов при создании композиции:

  • Пустота — символ свободы. Именно это должно возникать в голове при виде объекта. В отличие от обычных садов, японский вариант не заполняется полностью элементами.
  • В центре внимания должен быть основной объект созерцания, его центральная точка. Именно на нее будут ориентированы другие элементы. Расположение основного элемента зависит от времени созерцания и места, где будет располагаться наблюдающий. Как правило, это запад или восток.
  • Место для наблюдающего выбирают с особой тщательностью. Предпочтительнее расположить его на северной стороне площадки. Это спасет от слепящего солнца.
  • Время наблюдений — тоже важный момент. Необходимо определиться с часами созерцания, чтобы грамотно составить, на первый взгляд, хаотичную композицию.
  • Обязательный аспект — это асимметрия. Расположение камней параллельно друг другу не допускается. Важно, чтобы с любой точки сада просматривался каждый элемент. Камни не должны закрывать друг друга. Если в саду есть искусственный водоем, то стоит проработать и правильное отражение в водной глади объектов.

Важно помнить, что линии не должны пересекаться. В остальном расположение камней — это личное видение создателя сада, способ самореализации и философский поиск себя.

Выбор элементов

Чтобы воплотить идею в своем саду, стоит серьезно задуматься о выборе элементов. Все части композиции должны гармонично взаимодействовать друг с другом. Кроме того, камни не должны спорить между собой и выделяться из общей композиции.

Используют булыжники, взятые в одной местности, но при этом они должны отличаться своей «душой», иметь индивидуальный характер. Тщательно следует подойти к подбору каждого элемента. Существует несколько видов основных элементов для японского сада:

Стоит определить вид понравившегося камня и его части, а также отметить интересные ракурсы булыжника, которые будут расположены в зоне созерцания. Определить роль глыбы, например, это может быть убегающий или догоняющий, лежащий или стоящий, прислонившийся камень.

Композиция сада

Камни могут использоваться не только как самостоятельная фигура, но и как дополнительный элемент, например, для оформления моста или тропы, вертикальной стены или бордюра. Ими оформляют искусственные водоемы. В любом случае композиция должна быть гармоничной и сбалансированной.

При создании конструкций используют принцип треугольника, основанный на выделении основного элемента, который подчеркивается несколькими дополнительными или зависимыми. Этот канонический принцип применяется во многих философских и декоративных объектах для достижения гармонии.

Сутэ-иси — это особое искусство, которое позволяет расширить свое сознание. Для того чтобы гармонично расставить камни в саду, недостаточно знать основные правила, необходимо постичь глубинные знания и прочувствовать саму суть объекта.

Основные правила создания сада камней:

  • Обязательное условие — это нечетное количество камней в композиции.
  • Элемент должен вырастать из земли. Для этого булыжники вкапывают в почву. В результате появляется эффект того, что глыба растет и составляет единое целое с поверхностью.
  • Недопустимы камни одного размера. Каждый элемент должен быть индивидуальностью.
  • Для гармонии энергии Инь-Янь большая часть камней должна быть расположена горизонтально. Такой прием уравновешивает баланс влияния преимущественно вертикальных объектов (забор, строения на участке, деревья).
  • Главный принцип — это асимметрия. Не должно быть одинаковых элементов, параллелей.
  • Вся территория сада покрывается слоем мелкой гальки или песка.
  • Проект сада основывается на принципе семиугольной геометрической сети. Камни при этом располагаются на пересечении этих линий. В случае когда сад имеет небольшую площадь, используют лишь часть точек сети.

Каждый булыжник — это живое существо, имеющее свое лицо и душу. Стоит внимательно изучить его, чтобы определить, как именно он будет располагаться на территории.

Значение объекта

Правильное сочетание камней заключается в том, чтобы создать впечатление, что камни здесь лежать давно. Это олицетворяет постоянство и вечность вселенной. А вот дополнительные элементы, например, растения, сменяются — они символизируют изменчивость бытия. Каждый объект композиции несет свой смысл. Большая глыба — символ земли (острова, скалы), а плоская, расположенная горизонтально — равнина. Расчесанный песок — это морские волны, которые обтекают сушу.

Композиция несет в себе глубокую смысловую нагрузку. Философию нужно уметь увидеть и понять, созерцать и восхищаться ею.

Декоративные дополнения

В саду важны не только сами глыбы, но и дополнительные элементы: ограды, растения, мосты, узоры на песке.

Узоры на песке — узнаваемый элемент сада камней делают специальными граблями. Рисунок должен иметь продуманный узор, который гармонично будет сочетаться с идеей композиции. Так, прямые линии — водная гладь, штиль, круги вокруг элементов — волны, поглощающие скалы, а кривые и извилистые линии — это бурлящий поток.

Ограда — символ уединения. Как правило, она располагается с одной или двух сторон площадки. Выполняется из непрозрачного материала, например, бамбука, бетона и камня.

Тсукубаи — чаша, в которую по специальным каналам или трубам поступает вода. Это символ движения. Элемент разбавляет статичность сада.

Важный момент — это освещение в темное время суток. В саду устанавливаются фонари, изготовленные из натуральных материалов — пемзы, дерева или камня.

Дорожки символизируют долгий жизненный путь. Они не должны иметь четкой геометрической формы. Извилистые тропы подводят к каждой части сада. Дорожки не должны выделяться из общей композиции. Как правило, изготавливают их из природного материала или кирпича неправильной формы, можно использовать неяркую тротуарную плитку. При составлении узора тропинки не должно образовываться квадратов.

Мосты — это символ перехода в следующий этап жизни и познания. Предпочтительней использовать мост, изготовленный из каменного монолита.

Миниатюрный рокарий

Это новое веяние в ландшафтном дизайне. Миниатюрный сад — отличный способ получить желаемый результат без особых усилий. Обустраивают его на крупном плоском камне в саду или в горшке. Такой сад — это миниатюрная копия рокария. Используют небольшие булыжники, а в качестве дополнения — лишайники, мхи и миниатюрные растения.

Этот вид удобен тем, что может располагаться и в доме, и на участке, террасе или балконе.

Рокарии вошли в европейский дизайн благодаря своей необычности. Они позволяют не только создать декоративную композицию, но и зону для уединения и медитации. Здесь можно подумать о жизни, отдохнуть от будней, воссоединиться с вечным.

Каждому хоть изредка хочется уйти от проблем, людей и суеты в целом, поэтому будет очень полезно соорудить у себя на участке такое место вселенского спокойствия. Именно там можно отдохнуть не только телом, но и душой, отвлечься и зарядиться энергией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector