Насос для заполнения системы отопления
Santeh-nik.ru

Инженерные системы

Насос для заполнения системы отопления

Разновидности насосов для закачки теплоносителя в систему отопления

Обогрев жилого дома бывает 2 типов — открытого и закрытого. В первом случае циркулирующая жидкость имеет контакт с открытым воздухом, а во втором — нет. Для заполнения объема используется насос для закачки теплоносителя в систему отопления. В роли теплоносителя может выступать вода или антифриз. Их подача в сеть ведется сразу же после окончания монтажных работ, а также в течение сезона по мере необходимости.

Как говорилось, в жилом помещении по трубам циркулирует вода или антифриз. Второй вариант является оптимальным, поскольку уменьшается вероятность коррозии металла.

Чтобы заполнить сеть теплоносителем, используются насосы для закачивания жидкости в систему отопления. Они разделяются на ручные и электрические, и каждый из них выполняет работу разными способами.

Также агрегаты имеют разновидности:

Вибрационные устройства полностью погружаются в теплоноситель. Они не только ведут закачку антифриза, но и могут поднимать воду из скважин. Агрегаты обладают преимуществами:

  • компактность;
  • низкая цена;
  • экономичность;
  • удобство при переноске.

В процессе работы за минуту перекачивается более 400 л жидкости. Источник питания может находиться на расстоянии 40 м. Энергии потребляется не более 250 кВт/час, а вода поднимается на высоту до 40 м. Закачиваемое давление жидкости агрегатами — до 4 атм. Этого вполне достаточно, учитывая, что требуемая величина составляет 2.

В погружные насосы встраиваются фильтры, которые задерживают весь мусор, поступающий из емкости. Заранее готовится бочка с антифризом, куда и помещается устройство.

Такие аппараты больше предназначены для откачки жидкости из подвалов. Они тоже относятся к погружным изделиям. Их конструкция не предусматривает фильтров, поэтому устройства пропускают частицы диаметром до 35 мм. Это необходимо учитывать при использовании их для закачки воды.

Кроме того, насосы для закачки антифриза в систему отопления подбираются строго определенных габаритов, поскольку они могут не поместиться в емкость, откуда откачивается вода.

Одни поверхностные изделия представляют собой ручной насос для заполнения системы отопления антифризом, другие же работают от электричества. Они не погружаются в емкость, а теплоноситель к ним поступает через шланг. По принципу действия устройства разделяются на мембранные, роторные и поршневые.

Если первые 2 типа относятся к электрическим приспособлениям, то последний — к ручным. Внутри поршневого вида находится резервуар, в который заливается антифриз. Давление ведется на рычаг ручки. Это приводит в движение поршни, которые начинают прокачку жидкости. Следует помнить, что в процессе работы необходимо прикладывать большие физические усилия.

Как только монтаж системы отопления завершен, перед ее заполнением жидкостью необходимо провести промывку. По-другому это называется опрессовкой. Если такую работу не сделать, то мусор может повредить узлы нагревательного котла.

Для этой цели используется ручной насос, с помощью которого закачивается воздух или вода. В первом случае нагнетание воздушной смеси идет до 2 атм. При закачке воды поддерживается давление 1,5−1,8 атм., затем жидкость сутки выдерживается в системе. За это время выявляются возможные течи. Если все стыки имеют хорошую герметичность, то вода вместе с мусором сливается, и ее место заполняет антифриз.

Открытая система отопления характеризуется наличием в самой верхней точке расширительного бачка. Подпитка может вестись через него. Если есть водопроводное подключение, то достаточно открыть вентиль, чтобы внутрь зашло недостающее количество воды.

Иначе обстоит дело с закрытым типом отопления. Здесь отсутствует расширительный бачок, а жидкость циркулирует под давлением. Если имеется центральный водопровод, встроенный в систему, то можно воспользоваться им. Сначала он открывается, а после достижения необходимого давления в 2 атм. — закрывается. Через некоторое время воздух стравливается через краны, которые расположены на радиаторах, при этом напряжение в сети возвращается до нормального уровня в 1,5 атм.

В случае отсутствия встроенного водопровода необходимо воспользоваться ручным или электрическим насосом. Как вариант, применяются агрегаты «Гном» или «Малыш». Заранее готовится емкость, куда погружается подающее воду устройство. Процесс заполнения контролируется манометром.

На первом этапе следует определиться с выбором точки подачи теплоносителя. Когда работающий насос поднимает жидкость вверх, подключение ведется к нижней точке. В этом месте находится патрубок, врезанный в возвратную трубу перед котлом. Кроме того, рядом располагается отдельный сгон на слив.

Иногда у котла имеется штуцер слива, располагающийся в самой нижней точке. В таком случае подключение для подпитки можно вести через него. Это связано с тем, что в этом месте не установлен обратный клапан. Сразу после окончания заливки и отключения насоса необходимо перекрыть кран, поскольку последует вытекание жидкости.

Особенности нижней подпитки

Нижняя подпитка сопровождается установкой пластиковой емкости. Ее необходимый объем составляет 200 л. Дальше порядок работы следующий:

  1. 1. В бочку опускается насос, который при работе создает необходимое давление в 1,5 атм. Мощность агрегата подбирается так, чтобы он мог обеспечить высоту напора 15 м.
  2. 2. В процессе работы следует постоянно следить за уровнем жидкости в емкости и не допускать ее понижения до среза входного патрубка, чтобы в систему не попал воздух.
  3. 3. Параллельно все краны Маевского на батареях открываются. Как только в них появится жидкость, они сразу же перекрываются.
  4. 4. Насос продолжает работать до создания необходимого давления.
  5. 5. Затем все краны снова открываются, что приводит к резкому понижению давления.
  6. 6. Повторно включаются насосы. Идет выпуск поступившего вместе с водой воздуха.
  7. 7. Такие циклы повторяются несколько раз.
  8. 8. По окончании процедуры устанавливается давление в 1,5 атм., и закачивающее оборудование отключается.

При заполнении системы антифризом вместо большой емкости используется ведро. Насос в него не опускается, поскольку потом он будет нуждаться в промывке. Поступление теплоносителя в аппарат ведется через патрубок. Жидкость в ведре подливается по мере уменьшения ее уровня.

В случае отсутствия электрического агрегата, обеспечивающего подачу теплоносителя вверх, ведется верхняя подача жидкости. Использование ручного аппарата вызывает большие трудности. В таком случае используется верхний штуцер, через который идет отвод воздуха. Он расположен в самом верху.

Порядок работы следующий:

  1. 1. Через штуцер самотеком подается антифриз при открытом сливном кране.
  2. 2. Как только давление в системе достигает 1 атм, нижний вентиль перекрывается.
  3. 3. На втором этапе уровень давления требуется повысить до 1,5 атм. Для этого открывается любой кран системы, и в него вставляется шланг длиной 1,5 м.
  4. 4. Шланг заполняется водой и подключается к насосу.
  5. 5. Под давлением воздуха жидкость заходит в систему.
  6. 6. Кран перекрывается, шланг вытаскивается и снова заполняется водой.
  7. 7. Циклы повторяются 3−5 раз.

Следует помнить, что если закачка системы требуется при монтаже или ремонте, то ее подпитка проводится как минимум 1 раз в год. Работы ведутся с помощью насоса. Не имеет значения, каким будет тип агрегата. Главное — следить за изменением давления при работе.

Компактность и удобство эксплуатации. Особенности ручного насоса для опрессовки системы отопления

Опрессовка представляет собой процедуру испытания с параллельной проверкой на прочность и герметичность системы отопления путем создания высокого давления.

Первая опрессовка проводится сразу после установки трубопровода на участке. Делается это для выявления потенциальных мест утечек.

Механические насосы чаще всего используются в бытовых целях. Подобные агрегаты имеют более низкую стоимость, они компактны, с ними легко работать. Их особенность заключается в простоте использования и в возможности работы в ограниченных пространствах без доступа к электрической сети.

Насосы для опрессовки и заполнения системы: есть ли отличия

Опрессовочные насосы и оборудование для заполнения не имеют существенных различий. Часто один и тот же агрегат применяется как для проверки системы на прочность, так и для ее наполнения.

Фото 1. Так выглядит ручной насос для опрессовки. Производитель устройства «НПФ Инстан».

Современные опрессовщики и насосы для закачки различаются по типу привода. Он бывает электрическим либо ручным. По принципу действия оборудование подразделяется на следующие типы:

Принцип работы опрессовщика

Принцип работы ручного опрессовщика довольно прост. В проверяемую систему отопления до максимально возможного уровня заливается вода. После этого при помощи нажатия на рычаг достигается необходимый для проведения испытания уровень давления (в 2—3 раза выше рабочей нормы). Когда нужный показатель давления будет получен, шаровой вентиль агрегата перекрывается. Оператор отслеживает на манометре колебания.

Внимание! Чтобы в процессе опрессовки не допустить внутри отопительной системы чрезмерно высокого давления, насосы оборудованы специальным пропускным клапаном.

Если давление начинает падать, значит, труба протекает. Описанная процедура повторяется несколько раз. При выявлении дефекта работы прекращаются до момента его устранения.

Первая опрессовка проводится непосредственно после окончания монтажных работ. Далее проверку повторяют каждые 5 лет после промывки трубопровода агрессивными химическими средствами.

Преимущества ручных опрессовочных насосов

Механический опрессовочный агрегат имеет ряд преимуществ:

  1. Низкая масса и компактные размеры

Небольшой вес и компактность оборудования позволяют без сложностей переносить и транспортировать приборы без использования грузоподъемных устройств.

Агрегаты применяются даже в ограниченном пространстве.

  1. Высокая точность получаемых результатов

Показатель точности во многом зависит от мощности самого устройства. При выборе конкретной модели оборудования нужно понимать, что использование насоса с малой мощностью увеличивает время, необходимое для проверки. Кроме того, при выявлении негерметичного стыка результаты испытаний могут исказиться.

  1. Автономность работы
Читать еще:  Отопление конвекторами в деревянном доме

В отличие от моделей с электрическим приводом, ручные опрессовщики подходят для использования вдали от источника электрического снабжения.

  1. Простота эксплуатации

Ручные приборы имеют простую конструкцию и не требуют того, чтобы их обслуживали квалифицированные специалисты.

Недостатки устройств

Недостатков у механических насосов для опрессовки всего два:

  • невысокая производительность;
  • необходимость владельца агрегата принимать непосредственное участие в опрессовке.

Из-за этих минусов ручные опрессовщики не используют на крупных объектах. Чаще всего их применяют в частных загородных домах и коттеджах.

Полезное видео

Посмотрите видеообзор на ручной опрессовщик для отопительных систем, в котором рассказывается о принципах работы устройства.

Выбор насосного устройства для запитки и опрессовки отопления

При выборе конкретной модели опрессовщика учитывают параметры отопительной системы, в которой он будет в дальнейшем эксплуатироваться.

Рекомендуется выбирать более прочные модификации со стальным, а не пластиковым корпусом.

Хороший ручной опрессовщик имеет удобный рычаг для накачки жидкости и два защитных клапана.

Стоит обратить внимание и на качество шланга, через который устройство подключается. Лучше выбирать армированный вариант, отличающийся относительной гибкостью.

После подключения устройства потребуется приложить физические усилия: при помощи рычага добиваются повышения давления в системе отопления, перекрывают вентиль и внимательно следят за манометром.

Как залить антифриз в систему отопления

Это классический механический насос для проведения опрессовки. Им можно заполнять контур

В загородных домах и там, где контур обогрева включается только время от времени, обычную воду заливать нельзя. Она ведь замерзает, что приводит к разрыву труб и батарей, может сломаться котел. Поэтому в таких случаях используют специальные незамерзающие составы, которые в народе называются красивым иностранным словом – антифриз. О том можно ли залить антифриз в систему отопления мы рассказывали в одной из наших статей. Если вкратце – то можно, подробнее можно прочитать здесь.

Сегодня мы поговорим о том, как залить в систему отопления антифриз. Рассмотрим методику пошагово. Поможем определить, каким можно пользоваться насосом и куда его подключать. Есть некоторые хитрости, прибегая к которым вы сможете самостоятельно справиться с поставленной задачей.

Как закачать антифриз в систему отопления

Перед тем как залить в систему отопления антифриз следует позаботиться о том, чтобы трубы и теплообменники были чистыми. В случае необходимости предварительно проводится чистка всего контура. Чтобы залить антифриз в трубы отопления правильно, нужно полностью заполнить все пустоты контура, чтобы не осталось воздушных карманов. Воздух может скапливаться только в батареях, если, конечно же, схема сделана без ошибок. Если же в контуре, где-то кроме батарей скапливаются воздушные карманы, то там устанавливаются воздухоотводчики. Как закачать антифриз в систему отопления:

  • подключить шланг от насоса для закачки антифриза в систему отопления к любому патрубку, через который возможно залить жидкость;
  • включить нагнетатель;
  • когда стрелка манометра достигнет показания в полторы атмосферы, насос отключается;
  • спускается воздух со всех радиаторов;
  • повторно включается насос для закачки антифриза в систему отопления пока давление опять не достигнет прежнего уровня;
  • проверить наличие воздуха в теплообменниках и местах его возможного скопления.

После проведенной процедуры включается котел. После того как он поработает некоторое время, около суток, нужно опять проверить контур на наличие в нем воздуха. Также обратите внимание на манометр. В контуре должно быть полторы атмосферы. В случае несоответствия показаний манометра нужно внести коррективы. Чаще всего приходится подпитывать систему, хотя не исключен вариант, что потребуется слить некоторое количество теплоносителя.

Перед тем как закачать антифриз в систему отопления можно сразу открыть все отводчики воздуха. В этом случае под каждый кран Маевского нужно подставить какой-нибудь резервуар, подойдет пол-литровая банка. Отверстие в кране очень маленькое, не толще иголки, поэтому потоп не предвидится.

Удобнее воспользоваться помощью еще одного человека, так как заполнить закрытую систему отопления антифризом вдвоем намного удобнее и быстрее. Нужно чтобы кто-то один следил за работой насоса, уровнем антифриза в резервуаре из которого он откачивается и давлением в контуре. Второй человек следит за кранами Маевского и поочередно закрывает их, когда из отверстия польется теплоноситель.

Через какой патрубок залить антифриз

Так выглядит кран для подпитки

Прежде чем приступить к работе, нужно знать, как заполнить систему отопления антифризом. Есть две разновидности контуров обогрева. В одном теплоноситель контактирует с воздухом, а в другом циркуляция проходит по абсолютно замкнутой схеме. Принцип работы этих контуров отличается, но их объединяет то, что в обоих можно применять антифриз. Чтобы залить антифриз в контур отопления потребуется насос. В открытые контуры можно вливать теплоноситель ведрами, но в случае с незамерзающей жидкостью это будет слишком долго.

Заливка антифриза в систему отопления по идее осуществляется через клапан подпитки, если такой есть в наличие. Если же его нет, то возможны следующие варианты:

Чтобы заполнить контур отопления антифризом через заглушку радиатора, нужно ее открутить и вместо нее вкрутить кран.

К этому крану подключается насос, благодаря которому антифриз поступает в трубы. После того как заправка системы отопления антифризом будет завершена, кран остается в торце батареи. Это позволит подпитывать систему в процессе эксплуатации, а также использовать его в качестве слива, когда потребуется освободить контур от теплоносителя.

В закрытых контурах стоит мембранный расширительный бак, для которого есть отдельный патрубок. При заполнении системы, экспанзомат рекомендуют временно снять. Можно ли заполнить систему отопления антифризом, когда бак не снят? Можно, но скорее всего, после этого экспанзомат все равно придется снять и перенастроить. Расширительный бак ставят как вверх, так и вниз дном.

Второй способ более предпочтительный, при этом кран на патрубок устанавливается разными способами. Некоторые монтажники американки с краном ставят таким образом, чтобы запорная арматура оставалась на контуре, а некоторые наоборот, устанавливают так, что кран снимается вместе в экспанзоматом.

В первом случае проблем с заполнением контура через патрубок для расширительного бака не возникнет. Во втором случае потребуется установить такой кран. К запорной арматуре подводится шланг от насоса и антифриз заливается в трубы. По завершении работы шаровой кран перекрывается и устанавливается экспанзомат.

Даже если у вас нет подпитки, которая отходит от труб, это не означает, что ее нет вовсе. В современных котлах обязательно присутствует патрубок для подпитки. По этой причине монтажники могут не установить еще один кран в самом контуре. Подпитка котла, если система работает на воде, зачастую соединяется с водопроводом. Если же используется антифриз, то патрубок остается свободным, к нему можно подключать насос.

Вы знаете что можно сделать альтернативное отопление дома своими руками и не платить подрядчикам? Это возможно.

О том, почему иногда приходится прибегать к обогреву деревянного дома электричеством читайте здесь.

Чем закачать теплоноситель

Насосы для заполнения контура антифризом могут быть разными. В этом качестве подходит любой водяной насос, который применяется в водоснабжении, так как правильно заливать антифриз в систему отопления можно любым нагнетателем давления достаточной мощности. Так выделяют ручные и электрические насосы, которые могут прокачивать жидкость разными способами. Одни из них погружаются в теплоноситель, а вторые нет.

Погружной насос

Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким приборам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что нет специального насоса для заполнения системы отопления антифризом. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в хозяйстве. Так, например «Малыш» может не только закачивать антифриз в контур, а и поднимать воду со скважины.

“Малыш” – погружной роторный насос

Преимущество погружного насоса:

Таким насосом можно делать все — от полива грядок до подачи воды из колодца. У него металлический корпус, что делает прибор надежным и крепким. Характеристики:

  • способен прокачивать 430 л в минуту;
  • отдаленность от источника питания составляет до 40 м;
  • два вида забора жидкости (верхний, нижний);
  • поднимает столб жидкости на высоту 40 м;
  • потребляет не больше 250 Вт в час.

Жидкость с десяти метров создает давление в одну атмосферу, получается что «Малыш» способен накачать до четырех атмосфер. Такой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно давление в ней не превышает двух атмосфер, нормой считается показания манометра в полторы атмосферы.

С учетом высокой скорости нагнетания, обыкновенную систему, в которой до 100 литров теплоносителя, такой насос накачает за несколько минут. Принцип работы заключается в том, что антифриз поступает сразу в насос через отверстия в корпусе и по шлангу подается в контур.

Так как заправить систему отопления антифризом нужно, избегая попадания в трубы грязи, очень удобно, что в приборе установлены фильтры, которые задерживают даже мелкие частицы загрязнений.

Чтобы закатать антифриз в контур отопления потребуется бочка, в которую он будет налит. Затем в бочку ложится насос, а шланг соединяется с патрубком подпитки.

Дренажный насос

Дренажный погружной насос

Дренажные насосы тоже относятся к погружным, но только их основное предназначение отличается от того же «Малыша». Такой вид нагнетателя разработан специально, чтобы откачивать воду с подвалов или даже с земельных участков. Особенностью такого агрегата является его способность пропускать большие частицы, размер которых варьируется в пределах до 35 мм.

Читать еще:  Регулятор температуры для твердотопливного котла отопления

В нем нет фильтрующего элемента, который бы защищал контур от загрязнений, поэтому это надо учитывать перед тем, как закачать систему отопления антифризом. Помимо этого потребуется позаботиться о том, чтобы насос не отключался автоматически, когда теплоносителя в резервуаре останется минимум. Дело в том, что в погружном дренажном насосе установлен специальный поплавковый выключатель, который реагирует на изменение уровня жидкости.

Принцип закачки системы отопления антифризом дренажным насосом такой же, как и у других погружных. Единственное на что следует обратить внимание, так это на габариты прибора. В горловину маленькой бочки он может и не пролезть, поэтому следует увеличить входное отверстие.

Если нужно сделать отопление деревянного дома варианты: самостоятельно или нанять мастеров. Какой вам по душе?

Вы даже представить себе не можете как удобно иметь печь для отопления деревянного дома. Интересно, тогда вам сюда.

Поверхностный насос

Поверхностные насосы не погружаются в жидкость. Они устанавливаются отдельно, антифриз поступает через шланг. Это, несомненно, более мощные агрегаты, при этом стоят также дороже. Такие насосы могут нагнетать в контур весьма высокое давление, что позволяет их применять для опрессовки системы отопления и гидравлических испытаний. Поверхностные насосы бывают механическими и электрическими.

Электрический поверхностный насос роторного типа

По принципу действия они могут быть:

Первые два вида относятся к электрическим приборам, а поршневой насос – это ручной агрегат с резервуаром для жидкости. В резервуар заливается антифриз, который прокачивается цилиндрами низкого и высокого давления. Прибор оснащен манометром. При закачке антифриза в систему потребуется приложить много усилий. Давить на ручку нужно будет очень сильно. Как залить антифриз в систему отопления видео:

Подводя итоги, отметим, что наполнять систему отопления антифризом можно при помощи любого насоса, который есть у вас в хозяйстве. Если совсем нет никакого, то покупка не будет одноразовой. Такой агрегат всегда пригодится в частном доме. Им можно и огород поливать, и воду из искусственного озера откачивать, подпитывать систему обогрева и много чего другого. Принцип проведения работ по заполнению контура обогрева не зависит от выбранного нагнетателя. Главное, следить за показаниями манометра и стравливать воздух.

Как заполнить систему отопления – виды теплоносителей и правила заполнения

По завершении монтажа отопительного контура становится актуальным вопрос, чем и как заполнить систему отопления. Об этом, а также о некоторых других тонкостях оборудования индивидуальной системы отопления пойдет речь далее в материале.

Варианты теплоносителя

В качестве теплоносителя для отопительного контура можно использовать самые различные жидкости, каждая из которых отличается своими характеристиками. Рассмотрим более подробно наиболее популярные из них.

Вода используется для заполнения отопительных труб и радиаторов чаще любых других жидкостей, поскольку она обходится дешевле всего.

Технические характеристики воды:

  • высокая теплоемкость – при 20 ℃ она составляет 4183 Дж/кг·град;
  • малая вязкость, что минимизирует нагрузку на циркуляционный насос;
  • не токсичное вещество;
  • окислительные процессы происходят только во время контакта стали с водой при наличии доступа кислорода;
  • коэффициент термического расширения – 0,03 %/град.

Тосол

Основным предназначением тосола во время его разработки несколько десятков лет назад было использование в качестве наполнителя для водяного охлаждения мотора автомобилей в зимнее время. Благодаря его свойствам тосол стали применять и для заполнения отопительных систем. Температура замерзания вещества проставляется в его маркировке в виде числового значения – 30, 40 или 65.

  • низкая цена;
  • средний уровень теплоемкости – 3520 Дж/кг·град;
  • ввиду высокой вязкости вещества насос для заполнения системы отопления подвергается существенным нагрузкам;
  • наличие антикоррозионных присадок защищает металл от окисления;
  • отличается высокой токсичностью, поскольку содержит в своем составе ядовитое вещество этиленгликоль;
  • коэффициент термического расширения – 0,05 %/град.

Обратите внимание, что для компенсации термического расширения при разогреве теплоносителя в закрытой системе отопления предусмотрен расширительный бак. Он должен быть тем больше, чем выше значение данного коэффициента у теплоносителя.

Поскольку тосол отличается нулевой коррозионной активностью, система с таким носителем должна быть абсолютно герметичной. В противном случае любая трещина обернется утечкой теплоносителя. В случае с другими жидкостями, например водой, мелкие дефекты забиваются ржавчиной или выпадающими солями.

Пропиленгликоль

Пропиленгликоль используется для производства специальных незамерзающих жидкостей, которые применяют в качестве теплоносителя в отопительных системах. В чистом виде у пропиленгликоля довольно низкая теплоемкость (2400 Дж/кг·град). Поэтому перед тем, как закачать теплоноситель в закрытую систему отопления, его разбавляют водой. Она существенно увеличивает теплоемкость вещества. В результате раствор имеет показатель теплоемкости, близкий к тосолу (в зависимости от концентрации – 3500-4000 Дж/кг·град).

Прочие характеристики пропиленгликоля:

  • высокая вязкость;
  • малая коррозионная активность благодаря наличию присадок;
  • не токсичен – на канистрах с веществом есть маркировка «Эко»;
  • коэффициент термического расширения – 0,05 %/град.

Солевой раствор

Для отопительных систем открытого типа с естественной циркуляцией теплоносителя одним из возможных вариантов теплоносителя является концентрированный раствор поваренной соли, хлористого кальция или прочих минеральных солей. Он используется во избежание промерзания труб отопительного контура в зимнее время. Причем чем сильнее концентрация соли, тем ниже температура промерзания раствора.

Технические характеристики рассола:

  • довольно низкая теплоемкость – раствор с концентрацией соли в 30 % отдает 2700 Дж/кг·град;
  • малая вязкость;
  • очень высокая коррозионная активность – стальные трубы очень быстро «прогорают» от постоянного контакта с солью;
  • отсутствие токсинов;
  • коэффициент термического расширения – 0,03 %/град;
  • низкая цена соли.

Недостаток раствора в том, что при условии низкой скорости циркулирования теплоносителя соль будет откладываться на внутренней поверхности труб, сокращая их просвет. К тому же соль пагубно влияет на компоненты циркуляционного насоса – вал и крыльчатку, поскольку обрастание кристаллами приводит к снижению его производительности.

Промежуточные выводы

Итак, перед тем, как заполнить систему отопления закрытого типа, нужно оценить условия использования системы отопления.

Выводы будут такими:

  1. При условии, что вы будете пользоваться отоплением постоянно, и в системе будет поддерживаться положительная температура, наилучшим вариантом теплоносителя будет вода. Лучше всего – дистиллированная вода, но можно использовать и просто из крана.
  2. В тех случаях, когда в зимнее время протапливать дом будут лишь время от времени, оптимальный вариант – заполнение системы отопления антифризом, то есть теплоносителем на основе этиленгликоля.

Заполнение и сброс теплоносителя из системы

Заполнение теплоносителем обогревающего контура в доме выполняется обычно в таких случаях:

  1. Первичный запуск отопления в частном доме.
  2. Приведение системы отопления в рабочее состояние после плановых или непредвиденных ремонтных работ или замены котла, запорной фурнитуры, а также прочих элементов.
  3. Повторное заполнение перед отопительным периодом после слива теплоносителя из системы отопления в доме, который долгое время не отапливался.

Чтобы выполнить сброс теплоносителя, необходимо открыть специальные клапаны в нижней части контура, а также хотя бы один вентиль для забора воздуха, чтобы вода свободно вытекала из системы.

Как правильно заполнить отопительную систему открытого типа

Перед тем, как добавить воду в систему отопления, стоит определиться, по какой схеме она функционирует.

Существует две разновидности сборки отопительного контура в частном доме:

  • Открытая система – давление в ней равно высоте водяного столбика от нижней до верхней точки контура. Посредством открытого расширительного бака система сообщается с атмосферой.
  • Закрытый тип отопления функционирует при избыточном давлении в 1,5-2,5 атмосфер. В нем присутствует мембранный бачок, который компенсирует термическое расширение теплоносителя при повышении его температуры.

В открытой системе отопления все трубы контура уложены так, чтобы создать небольшой уклон от расширительного бака до верхней точки контура.

В данном случае не придется ломать себе голову, как правильно залить воду в систему отопления. Ее подают прямо через расширительный бачок, установленный под потолком или на чердаке. Можно заливать какой-либо емкостью, либо подключить кран к центральному водоснабжению.

Обратите внимание, что избыточный воздух из системы будет выходить также через расширительный бак.

Таким образом, в случае с открытым типом системы отопления – как правильно запитать ее, проблем возникнуть не должно. После растопки печи или котла вода начнет циркулировать естественным способом, либо принудительно после включения циркуляционного насоса, если он предусмотрен схемой.

Заполнение системы отопления закрытого типа в частном доме

Методика, как заполнить водой закрытую систему отопления, будет выглядеть несколько по-другому. При этом заполнение системы водой можно выполнять как вручную, так и с частичной автоматизацией.

Набор для автоматического закачивания теплоносителя включает:

  • Перемычку между отоплением и системой ХВС с краном. Перед тем, как залить воду в закрытую систему отопления достаточно будет открыть кран и перекрыть все клапаны для сброса жидкости.
  • Манометр понадобится, чтобы проконтролировать уровень давления в системе. Этот элемент входит в группу безопасности котла.
  • Автоматический воздухоотводчик, который также входит в группу безопасности. Данный прибор выводит из системы излишний пар и воздух, чтобы они не затрудняли циркуляцию жидкости в контуре.
  • Краны Маевского. Они служат для того, чтобы заполнить отопление закрытого типа водой как можно полнее и стравить остатки воздуха, которые задержались в карманах. Ставят такие краны на скобах разлива выше его уровня.
Читать еще:  Причины завоздушивания системы отопления в частном доме

В некоторых случаях расширительный бак и группа безопасности являются частью одноконтурного или двухконтурного котла, снабженного электроникой. В таких приборах датчик давления выводит показания на индикаторную панель прибора.

Во время закачивания воды основная часть воздуха из ХВС выходит сквозь автоматический воздушник группы безопасности. Это происходит после включения циркуляционного насоса по мере заполнения системы. При этом уровень давления контролируется манометром. Остатки воздуха стравливают через краны Маевского.

А вот перед тем, как правильно заполнить систему отопления закрытого типа ручным способом, придется установить в верхней точке контура специальный шаровый кран (сбросник) и найти обычный велосипедный насос.

Итак, сначала через золотник стравливаем воздух из расширительного бачка. Затем заливаем воду через лейку, вставленную в сбросник и насосом нагнетаем давление в бачке до 1,5 кг·с/см 2 .

Таким образом, довольно несложно разобраться, как заполнить закрытую систему отопления теплоносителем, и какую жидкость лучше выбрать. Надеемся, что данный материал вам в этом поможет.

Пошаговый план заполнения системы отопления

Любая водяная система отопления не обходится без теплоносителя внутри. Поэтому в этой статье поговорим о том, как следует заполнять систему отопления. Процедура это простая, но как и во всем, в ней есть свои сложности и особенности. Именно об этих особенностях и пойдет речь.

Представим обычную систему отопления в составе радиаторной сети, системы теплых полов. Работает все котла. Есть бойлер косвенного нагрева и чаще всего применяемая система первично-вторичных колец. Металлическая часть смонтирована, можно приступать к заполнению.

Первый шаг наполнения системы

Если уже есть действующая система водоснабжения, то заполнение системы отопления идет предельно просто. Берем подходящий шланг, включаем его к крану залива и опорожнения системы (его ставят в котельной). Одного крана для этих целей хватает. Через него можно и слить систему, и заполнить. И второй конец шланга подключаем к разборному крану действующей системы водоснабжения. Открываем оба крана и заполняем систему.

Если же система водоснабжения еще не действует или было принято решение, что отопление будет функционировать на незамерзающем теплоносителе, обязательно потребуется насос. Насос может быть любой, подходящий по параметрам.

На что стоит обратить внимание при заполнения системы отопления насосом? Подающий патрубок насоса должен быть расположен с противоположной стороны от забора. С таким насосом работать удобней, чем с насосом, у которого подача и забор находятся на одной стороне. Заполнять систему можно будет даже из емкости незамерзающего теплоносителя.

Может возникнуть ситуация, что подходящего насоса не окажется, а покупать его не хочется. Из этого положения тоже есть выход. В этом случае прямой путь на чердак или на крышу со шлангом и воронкой. Это не шутка. Действительно бывают случаи, когда нет электричества или нет насоса, а систему заполнять надо. Нужно взять шланг длиной около 10-15 метров, залезть как можно выше (в идеале на конек дома) и оттуда через воронку заполнять систему. Если разница между низом системы и заливной воронкой будет порядка 7-8 метров, то давление внизу, в месте установки насоса, будет 0,7-0,8 бара. Этого давления вполне достаточно для функционирования системы.

Итак, к шлангу мы подключили, включаем насос и начинаем.

Промывка системы

Заполняем систему отопления водой до давления в 2 бара, после этого включаем циркуляционный насос. Если есть система первично-вторичных колец или котел подключен к системе непосредственно, то сразу можно запускать котел и без нагрева или при минимальном нагреве даем возможность поработать системе приблизительно час.

После этого проверяем состояние фильтра-грязевика. Если он чистый, на этом промывка считается законченной. Если в нем есть грязь, то нужно очистить сеточку, запустить систему снова, дать поработать полчаса и снова смотреть состояние фильтра. Промывка считается законченной, через полчаса на сетке фильтра не будет грязи.

Промывочную воду нужно слить из системы отопления, остатки удалить компрессором. После этого можно начинать заполнение системы рабочим теплоносителем.

Что заливать в систему отопления?

Заполнение системы отопления антифризом

Если заполнение системы отопления ведется водой, то нет нужды искать дистилированную или какую-то специально подготовленную воду для систем отопления. Если искать, то результаты обязательно будут, потому что желающих продать воздух очень много. Для заполнения системы нужно брать обычную водопроводную воду. Вреда это никакого системе не принесет. Не стоит попадаться на рекламные удочки и покупать специальные присадки ни в системы отопления, ни в стиральные машины. Не надо тратить деньги на то, без чего можно обойтись.

Если принято решение залить в систему отопления незамерзайку, то стоит сразу выбросить из головы желание залить туда автомобильный тосол и любые другие специфические незамерзающие жидкости.

На рынке есть три основных незамерзающих теплоносителя, которые специально подготовлены для систем отопления. На основе глицерина, на основе пропиленгликоля и этиленгликоль.

Глицерин не стоит даже рассматривать. Это повлечет за собой большую волокиту с настройкой системы, с плохой теплоотдачей. А закончится все тем, что придется промывать систему и заливать другой теплоноситель.

Выбор теплоносителя для заполнения системы отопления стоит между этиленом и пропиленом. Лучше все же выбрать первый вариант, так как его теплоемкость выше, меньше расход. Он меньше кипит на котлах электрических и на котлах настеных газовых, там где очень интенсивыный теплообмен на горелке небольшой площади. Не пенясь и меньше выгорая, этиленгликоль работает лучше, обладает высокой телоотдачей и в два раза дешевле, чем пропиленгликоль.

Помните главное, такой теплоноситель рано или поздно потребуется утилизировать. Выливать такое в землю, значит нанести ей вред. Поэтому предусмотрите варианты дальнейшей утилизации

Заполнение радиаторов отопления

Начинаем с системы радиаторного отопления. Включаем насос, доводим давление до двух атмосфер и идем спускать воздух из радиаторов. Воздух стоит начать гонять с нижнего уровня, так как весь воздух с нижнего этажа оказывается наверху, а вот обратно вниз уже не идет.

Воздух выгоняется очень просто, через краны маевского. Можно взять обычную шлицевую отвертку и открыть кран маевского за шлиц. Таким образом спускается воздух из крана. Воздух выпускается из всех радиаторов, из конвекторов воздух выгонять, как правило, нужды нет. Он оттуда улетает сам, потому что задержаться ему там нет никакой возможности.

После того, как воздух спущен, давление в системе падает, и нужно снова поднять его до двух атмосфер. После чего опять вернуться и стравить воздух. Потом уже можно включать котел. Обычно дается 60 градусов. И проходим по всем радиаторам, проверяя наличие неработающих.

Если с одного конца радиатор теплый, а с другого холодный, значит, в нем есть воздух. Удаляем его все тем же методом. Если радиатор полностью холодный, эта проблема тоже легко устраняется. Закрываются все радиаторы, которые работают, и насосу ничего не остается, кроме как гнать теплоноситель по трубам до последнего радиатора.

После этого необходимо довести давление в котле до нормы и на слух определить работу насоса. Если слышно периодическое проскакивание воздуха через крыльчатку, а при открытии обнаруживается выход пены, то необходимо от нее избавиться.

Выключаем насосы и даем возможность пене отстояться минут 15-20. Особенно важно это сделать на системах с незамерзайками. Пена превращается в пузырь воздуха. После чего снова запускаем систему и на радиаторах вылавливаем этот воздух. На этом заполнение системы отопления закончено

Заполнение теплых полов

Теплые полы имеет свои особенности. Они заполняются не все сразу, а по одному контуру. Если заполнять все сразу (а они имеют разную длину), то в длинных контурах обязательно останется воздух, который удалить оттуда практически невозможно. Поэтому поступаем следующим образом.

Коллектор полностью собирается. Перекрываются на обратке все контура, кроме одного. Включается насос, и через подачу этот контур заполняется система отопления до тех пор, пока из дренажного отверстия не польется чистый теплоноситель без признака воздуха. После того, как это случилось, контур закрывается. Таким же образом заполняются все остальные.

Здесь желательно иметь еще один шланг для того, чтобы направить его в ведро с теплоносителем во избежание его разлива.

После этого закрывается дренажное отверстие, открываются все контура и проверяется работа теплого пола. Важно обратить внимание на то, что систему радиаторной сети можно заливать теплоносителем против его движения. С теплыми полами так делать нельзя, заливать нужно только со стороны прямой, потому что в ином случае теплоноситель не будет двигаться через ротаметры.

Наполнение бойлера косвенного нагрева

Когда он расположен высоко, трубы загрузки могут стать непреодолимым препятствием для воздуха, и он будет застаиваться в верхней части. Удалить его можно, установив воздушный кран. Автоматический воздухоотводчик здесь не нужен, так как воздух удаляется только один раз.

Видео по заполнению системы отопления

Система отопления заполнена, воздух удален, на этом можно считать работу законченной. Через некоторое время возможно понадобится удалить воздух из одного или нескольких радиаторов, потому что в системе он еще есть. Частично он будет удаляться через автоматический воздухоотводчик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector