Промывка системы отопления после антифриза химией
Santeh-nik.ru

Инженерные системы

Промывка системы отопления после антифриза химией

sanchas8 › Блог › Правда об охлаждающих жидкостях (часть 3. заключительная)

11. Как и чем промывать систему охлаждения при замене антифриза?

Промывку системы охлаждения следует обязательно проводить при замене антифриза, особенно, если слитый антифриз содержит загрязнения: ржавчину, масло, шлаки, силикатный гель или что-то другое. Только в случае, если новый антифриз является точно таким же, что и старый, а сливаемый антифриз не имеет признаков загрязнения, промывать систему необязательно.
Промывка преследует две цели, первая из которых достаточно очевидна — очистить систему от всевозможной грязи и осадков, препятствующих передаче тепла и циркуляции антифриза. Вторая цель менее очевидна — удалить из системы остатки прежнего антифриза, которые при смешивании могут вступить в нежелательную реакцию с новым антифризом и ослабить его антикоррозионные свойства.
Если систему не промывать, то функцию промывочной жидкости выполнит новый антифриз: он смоет старую ржавчину и всевозможные отложения из застойных зон. Эти смывы останутся в жидкости, впоследствии они осядут в других местах и могут засорить каналы радиатора и патрубки. Ниже в качестве примера приведена фотография засоренного патрубка из системы отопления городского автобуса. После замены антифриза, без промежуточной промывки, смытые силикатные компоненты прежнего антифриза вперемешку с частицами ржавчины скопились в застойной зоне и полностью заблокировали патрубок. К началу зимнего сезона система отопления этого автобуса оказалась в нерабочем состоянии, ее пришлось прочищать, а также и заменить антифриз.

Самый простой способ промывки состоит в том, чтобы залить в систему охлаждения чистую воду и «погонять» двигатель 10–15 минут на холостых оборотах. Очистка системы охлаждения будет проведена значительно эффективнее, если в промывочную воду добавить приблизительно 20% нового антифриза (или 10% концентрата). Это так называемая «мягкая промывка», удаляющая накопившиеся отложения присадок от прежнего антифриза, особенно силикатов, и частично покрывающая металлы присадками нового антифриза.
В отличие от специальных кислотных и щелочных моющих средств, «мягкая промывка» несет значительно меньший риск появления протечек. «Сильные» средства могут «промыть до дыр» металл в тонких местах, ослабленных коррозией. «Мягкая промывка» в этом смысле существенно безопаснее.
Добавление в промывочную воду 20% антифриза позволяет также увеличить срок службы новой охлаждающей жидкости. Известно, что в течение первых минут работы, значительное количество присадок уходит из раствора и осаждается на поверхности металлов, в очагах коррозии. Это выражается в уменьшении рН (водородного показателя) жидкости на 1–1,5 единицы. «Мягкая промывка» выполняет функцию, образно говоря, «предварительной грунтовки», после которой у новой жидкости сохраняется больше присадок, а рН остается на прежнем уровне.
Если система охлаждения была сильно загрязнена, о чем можно судить по состоянию слитой промывочной жидкости, то промывку лучше повторить. Специалисты также не рекомендуют заливать холодную жидкость в горячий двигатель, чтобы он не раскололся от резкого теплового расширения, как Царь-колокол 🙂 Двигателю надо дать несколько минут остыть.
Разные автомобильные компании практикуют свои индивидуальные способы промывки системы охлаждения двигателей. Особенно серьезно и требовательно к вопросам промывки относятся производители грузовиков. Приведем примеры.
В сервисных службах компании MAN, промывка производится в два этапа. Сначала в опорожненную систему охлаждения заливают 60% водный раствор концентрата нового антифриза и запускают двигатель на 15–20 минут. Затем жидкость сливают, и систему еще раз промывают аналогичным способом, но только 10% водным раствором концентрата. После такой промывки в двигатель заливают новую охлаждающую жидкость — 50% водный раствор концентрата антифриза. Обратите внимание, что первая промывочная жидкость представляла собой более концентрированный антифриз, чем тот, который залили в конце.
Компания Caterpillar (руководство по эксплуатации SEBU6385) требует обязательной промывки при замене антифриза, особенно при смене обычного антифриза на фирменный антифриз Cat ELC. Первоначально систему промывают водой, затем специальным очистителем Caterpillar Standard Cooling System Cleaner и снова водой. При наличии сильных загрязнений требуется отсоединить патрубки и прочистить их отдельно. После этого должна производиться многократная промывка водой с запуском двигателя и прогревом до 50–60°С. Промывка считается завершенной, когда сливаемая вода станет абсолютно чистой.
Компания Cummins (сервисный бюллетень 3666132–05) рекомендует производить промывку и замену охлаждающей жидкости при возникновении в системе охлаждения загрязнений вида:
• силикатный гель,
• масло, смазка или топливо,
• накипь,
• ржавчина,
• припойный шлак.
Перед сливом старой жидкости двигатель запускают на 30 минут, чтобы открылся термостат, и жидкость циркулировала через радиатор, отопитель кабины и вспомогательные теплообменники. Жидкость рекомендуют сливать как можно быстрее, чтобы загрязнения не успели осесть. Систему охлаждения промывают специально подобранным чистящим средством при работе двигателя на холостых оборотах в течение 30 минут и температуре жидкости 85°С. Далее систему заполняют водой и промывают на холостых оборотах в течение 15 минут. Если в слитой воде обнаружатся остатки масла, то повторяют промывку чистящим средством, а затем водой. При этом рекомендуется снять и отдельно прочистить патрубки.

Подбор чистящего средства осуществляют в соответствии с таблицей по признаку кислотное или щелочное и эффективности применения:

Тип загрязнения Щелочное чистящее средство Кислотное чистящее средство
(например, Fleetguard Restore) (например, Fleetguard Restore Plus)
Силикатный гель Отличная Плохая
Масло, смазка или топливо Отличная Хорошая
Накипь Плохая Отличная
Ржавчина Плохая Хорошая
Припойный шлак Плохая Хорошая

Выбор антифриза — очень важный момент, так как от него зависит долговечность и надежность работы вашего автомобиля.
Постарайтесь при этом соблюдать следующие правила:
• использовать антифриз, имеющий допуск от производителя данного автомобиля, лучше — такой же, как был залит на автозаводе;
• если нет возможности выполнить предыдущий пункт, выбирайте антифриз такого же типа, как рекомендованный для вашего автомобиля, обязательно имеющий допуск от других автомобильных компаний;
• не ленитесь проверять информацию на этикетке канистры о наличии допусков. Посмотрите сервисную книжку, автомобильную документацию, Веб-сайты производителя автомобиля и производителя антифриза. Не верьте на слово продавцам магазинов автомобильных запчастей, которые расхваливают свой товар. Заявления о «соответствии требованиям» сразу многих автомобилей, чаще всего — лишь рекламный трюк.

Как сделать промывку системы отопления частного дома

В любой отопительной сети присутствуют посторонние частицы, циркулирующие вместе с водой по трубам и радиаторам. Это ржавчина, солевой осадок из котла (накипь), всяческие твердые примеси. Если количество мусора велико, начинают засоряться теплообменники, в батареях и трубопроводах образуются илистые отложения. Они препятствуют течению теплоносителя и нормальной теплоотдаче. Решение проблемы – промывка системы отопления частного дома, которую можно выполнить своими руками.

Когда проводится промывка отопления

Сразу отметим, что индивидуальные отопительные системы квартир и загородных домов очень редко нуждаются в промывании. Обычно ухудшение обогрева связано с другими причинами, например, завоздушиванием. Поясним:

  1. Вы заполнили сеть свежей водой или антифризом, выгнали воздух, запустили котел.
  2. 2–3 недели теплоноситель «прирабатывается» – в теплообменнике выпадает осадок солей, твердые частицы улавливаются сетчатым фильтром. В этот период грязевик нужно прочищать часто.
  3. Поскольку количество примесей в сетевой воде ограничено, выпадение осадка скоро прекращается. Теплообменникам, трубам и батареям попросту нечем засоряться.

То есть, закрытая система может спокойно работать без всякой чистки. Если же ее постоянно подпитывать из сети водоснабжения, количество солевого осадка станет увеличиваться бесконечно. С годами трубопроводы «зарастут» наполовину, в радиаторах осядет ил.

Варианты засорения чугунных батарей в зависимости от способа подключения

Похожий эффект возникает из-за проникновения кислорода в теплоноситель. Пузырьки воздуха вызывают коррозию металлических труб и фитингов изнутри, образуются частицы оксида железа (ржавчины), они постоянно обнаруживаются в грязевике. Причиной могут оказаться некачественные пластиковые трубы без защитного кислородного барьера.

Справка. «Приработавшийся» теплоноситель часто приобретает темный или даже черный цвет, это вполне нормально. Коричневый окрас воды указывает на большое количество ржавчины.

Итак, в каких случаях проводится промывка отопления:

  1. Перестали нормально греть отопительные приборы – один или несколько. Секции батареи прогреваются неравномерно, низ остается холодным. При этом вы устранили все возможные неисправности, но результата не получили.
  2. По разным причинам вы постоянно пополняете систему свежим теплоносителем. Например, для эксплуатации электродных котлов нужна вода с определенным количеством солей, которые разлагаются в процессе химической реакции. Приходится подсаливать теплоноситель либо заливать новый.
  3. В сетевую воду проникает кислород, часто засоряется фильтр (чуть ли не ежедневно), радиаторы плохо греют, котел работает на максимальном режиме.

Вывод простой: промывка делается по факту неполадок системы водяного отопления, никакой периодичности соблюдать не нужно. К централизованному теплоснабжению многоквартирных жилых домов другой подход, там радиаторная сеть промывается ежегодно, после чего выполняется опрессовка (согласно требованиям СНиП).

Как промыть систему – 3 доступных способа

Без применения специализированного оборудования вы можете сделать промывку такими способами:

  • местная очистка радиаторов;
  • простое промывание труб и отопительных приборов водопроводной водой;
  • химическая (иначе – гидрохимическая) прочистка трубопроводов отопления.

Справка. Централизованные сети теплоснабжения многоквартирных домов промывают гидропневматическим методом. К элеваторному узлу, расположенному в тепловом пункте, подключается мощный компрессор. Через батареи и трубы всех квартир прокачивается смесь воды с воздухом, отрывающая частицы твердых отложений, а тем более ил. Дальше грязь сбрасывается в канализацию.

У большинства домовладельцев нет компрессорных установок. Вдобавок понадобится смесительная камера и опыт выполнения подобных мероприятий, иначе вы рискуете нарушить герметичность стыков. Значит, гидропневматический способ малопригоден для самостоятельной промывки системы. Мы рекомендуем начать с очищения нерабочих батарей.

Читать еще:  Современное отопление частного дома электричеством

Прочистка радиаторов

Выявить проблемную батарею довольно просто – при работающем отоплении ощупать всю поверхность рукой либо измерить температуру в разных точках контактным/бесконтактным термометром, а потом сравнить с температурой подающей линии. Если секции прогреваются неравномерно, промываем радиатор.

В квартире с централизованным отоплением промывка батареи делается так:

  1. Перекрываем отсекающие краны на подводках к отопительному прибору. Газовым ключом откручиваем верхнюю пробку с краном Маевского, подставляем таз, сливаем часть теплоносителя.
  2. Аккуратно приоткрываем кран на подающей подводке, чтобы давлением воды из радиатора выкинуло мусор. Само собой, держим под струей таз. Когда пойдет светлый теплоноситель, перекрываем вентиль, ставим пробку на место.
  3. Аналогично повторяем перечисленные манипуляции с нижней заглушкой. После промывания закручиваем пробку, открываем оба крана, стравливаем воздух.

Описанная технология применима в частных домах с автоматической подпиткой отопления от водопровода. Только перед промывкой лучше перекрыть вентили у котла и расширительного бачка. В остальных случаях нужно снимать радиатор и мыть отдельно. Подключение к отопительной сети шланга от холодного водоснабжения – вариант рискованный, при подаче воды «на закрытую задвижку» высокое давление 3…6 Бар может нарушить герметичность системы.

Отсоединение батареи дает 1 плюс – возможность заглянуть внутрь подводящих труб. Увидев там отложения, закрывающие 1/3 либо половину проходного сечения, легко решиться на дальнейшую промывку всех трубопроводов отопления.

На фото слева – извлечение ила из чугунного радиатора, справа – горизонтальная подводка, забитая осадком

Примечание. В открытой системе имеем расширительный бак, сообщающийся с атмосферой. Если нет возможности отсечь емкость краном, то промыть батарею через подпитку не получится, вода попрет через верх и начнет топить дом.

Чугунные радиаторы, отслужившие более 10 лет, однозначно придется снимать и очищать какой-нибудь химией, например, раствором каустической соды (смотрим видео ниже). Осадок на дне каждой секции редко остается жидким, удалить его с помощью проточной воды вряд ли удастся.

Промывание проточной водой

Суть способа заключается в удалении грязи из системы с помощью большого расхода воды из сети централизованного водоснабжения. Сразу отметим недостаток данного варианта: из труб и приборов отопления удастся вымыть только жидкий ил и взвешенные частицы, путешествующие вместе с теплоносителем. Если в батареях имеются твердые отложения, то убрать их не получится.

Как производится такая гидропромывка:

  1. Шланг подачи воды подключаем к штуцеру подпитки. Как известно, этот патрубок врезан в нижнюю точку обратной отопительной магистрали. Шланг слива подсоединяем в разрыв подающей линии (например, вместо циркуляционного насоса или на стыке крана) и выводим в канализацию либо на участок около дома.
  2. Прочищаем грязевик, открываем все радиаторные краны и балансировочные вентили.
  3. Котел необходимо отсечь от системы с помощью кранов, он должен промываться отдельно. Не стоит прогонять всю грязь через его теплообменники, особенно это касается двухконтурных теплогенераторов.
  4. Открываем водопроводный вентиль, постепенно наращивая расход воды. Как вы понимаете, начинается обратная промывка, то есть, поток движется навстречу течению теплоносителя в рабочем режиме.
  5. Когда струя из сливного шланга станет прозрачной, перекрываем воду, меняем шланги местами и промываем отопление в другом направлении – по движению теплоносителя.
  6. По окончании гидравлической очистки вновь заполняем систему, запускаем котел, проверяем работу батарей и делаем балансировку.

Важный нюанс. Следует уяснить, что промывка выполняется за счет большого расхода воды через трубопроводы отопления, а не за счет сильного напора. Нельзя подавать воду «на закрытую задвижку», только через открытый сливной шланг. Отопительная сеть не рассчитана на водопроводное давление.

Систему с открытым баком нужно предварительно подготовить к проточному промыванию. Есть 2 варианта: отсечь расширительную емкость краном либо заткнуть трубку перелива. Второй способ годится для баков без верхней крышки. Если этого не сделать, вода переполнит резервуар и потечет наружу, а участок системы после него останется непромытым.

Вариант химической очистки

Это наиболее доступный способ капитальной промывки системы отопления своими руками. Для его реализации понадобится:

  • насос вибрационный погружной бытовой серии, например, «Ручеек» (или подобный);
  • фильтр водопроводный в виде колбы с 2–3 сменными картриджами;
  • специальное средство для промывания отопительных сетей и радиаторов;
  • емкость для химического раствора;
  • фитинги соединительные.

Процедура выполняется в 3 этапа – предварительное удаление загрязнений проточной водой, затем сама химическая очистка, в конце – чистовая промывка. Первый и третий этап делается по вышеописанной технологии с использованием водопровода, на втором применяется погружной насос и фильтр.

Как промыть систему отопления химическим способом (2 этап):

  1. Приготовьте в бочке промывочный раствор, следуя инструкции на упаковке. Количество жидкости соответствует объему теплоносителя в отопительной сети плюс сама емкость. Как выбрать подходящее химическое средство, мы написали в конце статьи.
  2. Напорный патрубок насоса подсоедините к подаче отопления, погрузите аппарат в бочку. Фильтр ставится на сливной линии, которая направляется в ту же емкость, как показано ниже в видеоролике.
  3. Из штатного грязевика извлеките сеточку, заверните пустую пробку обратно. Иначе придется чистить ее каждые 10 минут.
  4. Включите насос, закачайте реагент в систему. Убедитесь, что раствор вытекает в бочку из сливного шланга, а протечки отсутствуют.
  5. Промывайте отопительные коммуникации, пока струя воды не станет светлее. Сильно загрязненные картриджи фильтра необходимо менять в процессе очистки.
  6. Остатки химии вымойте из радиаторной сети проточной водой (3 этап).

Напоминание. Химическая промывка должна затрагивать только трубы, радиаторы и теплые полы (при необходимости). Прокачивать реагент через котел не рекомендуется, агрегат лучше чистить отдельно. Расширительную емкость открытого типа следует отсечь от трубопроводной сети либо герметизировать.

Как промывается система загородного дома, смотрите на видео:

ПРОМЫВАЕМ СИСТЕМУ ПРИ ЗАМЕНЕ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ: КАК ЭТО ДЕЛАТЬ И ЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Промывание системы охлаждения – необходимый этап при замене антифриза. Особенно он актуален в том случае, когда слитая жидкость загрязнена шлаками, маслами, ржавчиной, силикатным гелем и пр. соединениями. Опустить данную операцию можно лишь в том случае, если слитый антифриз чист, а заливаемый ему на замену относится к точно такому же виду и марке.

Зачем нужна промывка? Она решает сразу две задачи. Первая – очистка системы от загрязнений, возникших в процессе эксплуатации и мешающих отводу тепла, циркуляции жидкости. Вторая задача появляется тогда, когда вы решаете сменить марку или вид антифриза, и состоит в том, чтобы удалить остатки предыдущего состава. Это необходимо для того, чтобы две жидкости («старая» и «новая») не вступили в химическую реакцию, из-за которой могут существенно снизиться антикоррозионные свойства залитого антифриза.

Если пренебречь промывкой, ржавчину и прочие загрязнения смоет новая охлаждающая жидкость – причем все эти осадки в ней же и останутся, в дальнейшем создавая угрозу засорения каналов радиатора и патрубков.

На представленной ниже фотографии вы можете видеть «пострадавший» патрубок, находящийся в системе охлаждения автобуса. Систему не промывали, а сразу залили в нее антифриз, в результате чего силикатные компоненты, входящие в состав предыдущей жидкости, вкупе со ржавчиной скопились в патрубке и заблокировали его. Итогом стало нерабочее состояние системы отопления (и это в начале зимы), вследствие чего пришлось произвести повторную замену антифриза, уже с промывкой.

Мягкая промывка. Этот способ является самым простым и не требует никаких ухищрений. Вы просто заливаете в систему охлаждения воду (обязательно чистую!) и запускаете на 10-15 мотор, чтобы поработал на холостых оборотах. Если добавить в эту воду примерно 10% концентрата или 20% новой охлаждающей жидкости, эффективность промывки возрастет в разы. Такая методика позволяет удалить остатки прежнего антифриза (силикатов в особенности), а также частично покрыть металл новым антифризом.

Аргументом в пользу данного метода является и то, что он представляет гораздо меньший риск образования протечек, в то время как сильнодействующие средства могут стать причиной образования дыр в тех местах, где металл уже поражен коррозией.

20% нового антифриза, добавленные в воду для промывки, также увеличивают срок эксплуатации новой жидкости. Как известно, в первые минуты работы существенный объем присадок уходит из раствора, оседая в очагах коррозии металла, вследствие чего водородный показатель антифриза (pH) уменьшается на 1-1,5 единиц. Благодаря мягкой промывке на стенках появляется нечто вроде «грунтовки», которая помогает сохранить больше присадок в составе антифриза и удержать его pH на том же уровне.

Читать еще:  Самодельный электрокотел для отопления своими руками

Если загрязнение системы довольно сильное (об этом свидетельствует состояние слитой жидкости), стоит произвести повторную промывку. Внимание: не заливайте в горячий мотор холодную воду, дайте ему остыть – в противно случае двигатель может попросту треснуть.

Кроме того, у разных автопроизводителей есть свои способы промывания системы охлаждения. Компани, производящие грузовые автомобили, подходят к решению этого вопроса особенно скрупулезно. Приведем несколько примеров из практики.

Так, компания Caterpillar настаивает на промывке перед заменой охлаждающей жидкости, особенно если речь идет о замене обычного состава на фирменный антифриз компании – Cat ELC. Сама же промывка происходит следующим образом. Первый этап – промывание водой, второй – специализированным чистящим составом Caterpillar Standard Cooling System Cleaner, третий – снова вода. Если имеет место сильное загрязнение, патрубки снимаются и чистятся отдельно. Далее необходимо продолжать промывания водой с одновременным запуском мотора и его прогревом до 50-60°С. Промывания можно прекратить только тогда, когда вытекающая из системы вода будет безупречно чистой.

Несколько другой подход практикуют специалисты сервисных центров MAN. Первая промывка производится при помощи 60-процентного раствора концентрата новой охлаждающей жидкости и запускают мотор примерно на 20 минут (не больше). После этого антифриз сливают снова проводя аналогичную промывку, но теперь содержание концентрата всего 10%. Третий этап – заливка нового антифриза, разведенного водой в соотношении 50:50.

И наконец, последний пример – компания Cummins. Согласно требованиям ее специалистов, промывка проходит таким образом. Сначала, еще до слива старого антифриза, на полчаса запускают мотор. Это необходимо для открытия термостата и свободной циркуляции жидкости через радиатор, отопитель кабины и дополнительные теплообменники. После этого следует как можно скорее слить старый антифриз, пока все загрязнения, содержащиеся в нем, не успели осесть на стенках снова.

Далее систему следует промыть при помощи специализированного чистящего средства. Двигатель при этом работает на холостых оборотах, снова в течение получаса, а температура жидкости составляет не менее 85°С. Следующий этап – заполнение системы водой и промывка в течение 15 минут, все еще на холостых оборотах. Если в сливаемой жидкости найдены остатки масла, промывку надо повторить – чистящим средством, потом опять водой. Патрубки снимаются и чистятся отдельно.

Чистящее средство следует подбирать по таблице, ориентируясь на содержание кислот или щелочей в нем, а также на эффективность использования для тех или иных видов загрязнений.

Особенности проведения промывки системы отопления: обзор лучших способов

Постепенная коррозия металла на внутренней поверхности труб и радиаторов в отопительном контуре, кристаллизация солей в теплоносителе, приводят к засорению системы отопления и снижению ее общей эффективности.

Предотвратить это поможет регулярная промывка системы отопления с удалением инородных частиц из отопительного контура.

Признаки плохого ухода за системой отопления

Для нормального функционала системы отопления движению теплоносителя по сооруженным для него каналам ничто не должно мешать.

Существует несколько симптомов того, что внутри отопительного контура накопилось большое количество мусора, а на стенках труб осела накипь. Явных визуальных признаков засорения системы отопления нет.

Диагностировать его можно при внимательном отслеживании работы всей системы и появлении ряда косвенных признаков:

  • прогрев системы происходит дольше, чем до этого (для систем автономного обогрева);
  • работа котла сопровождается нехарактерными для него звуками;
  • увеличился расход газа или электричества;
    температура в разных частях радиаторов существенно разнится;
  • радиаторы заметно прохладнее подводящих труб.

Впрочем, слабый или неравномерный прогрев батарей не всегда является признаком их засорения. Возможно, произошло их завоздушивание . В такой ситуации достаточно сбросить воздушную пробку через кран Маевского .

В домах с системой централизованного обогрева ее промывка должна проводиться сотрудниками теплоснабжающей компании. В частном же доме эта процедура проводится силами хозяев или приглашенных специалистов.

Однозначно рекомендовать частоту проведения промывки системы сложно. Слишком много факторов влияет на это.

Так, например, в системах централизованного отопления теплоноситель должен проходить цикл водоподготовки, что снижает степень загрязнения. Правда далеко не всегда это правило выполняется. Да и сама система часто эксплуатируется третье или четвертое десятилетие и количество мусора, циркулирующего внутри, возрастает с каждым годом.

Но как для централизованных сетей, так и для автономных систем, рекомендуется проводить промывку ежегодно. Что, к слову, подтверждается и требованиями строительных норм. Именно такой срок считается критическим для накопления внутри контура количества мусора, существенно снижающего эффективность работы.

Варианты промывки систем отопления

В зависимости от степени засорения системы отопления, объемов и протяженности контуров могут быть реализованы несколько вариантов промывки систем отопления:

  • механическая;
  • гидрохимическая;
  • гидродинамическая;
  • гидропневматическая ;
  • электрогидроимпульсная .

Первые два способа не требуют наличия сложного оборудования и могут быть без проблем проведены собственными силами. Остальные же способы предполагает соответствующий уровень технического оснащения исполнителей. Поэтому для их реализации либо придется брать в аренду оборудование, либо приглашать специалистов, выполняющих такие работы.

Но в любом случае есть определенные правила промывки систем автономного или централизованного отопления, несоблюдение которых сделает процедуру малоэффективной. Далее поговорим подробно о каждом из вариантов очистки, чтобы эффект от проведения процедуры был максимальным.

Способ #1 — механическая промывка

Сразу стоит отметить, что такая промывка ориентирована, в первую очередь, на очистку от накопившейся грязи радиаторов, и в меньшей степени от накипи на внутренней поверхности контура. Запорную арматуру, расширительный бачок и циркуляционный насос, если он вмонтирован в систему, чистить придется отдельно.

Прежде чем начинать промывку, следует позаботиться о том, чтобы отработавший в системе теплоноситель, в процессе очистки, в минимальном количестве пошел наружу. Начинать процедуру надо с перекрытия задвижек, ограничивающих поступление теплоносителя в контур.

Если процедура проводится в многоэтажке, то задвижки обычно находятся в подвале дома. В частном доме перекрывают вентили перед и после котла.

Следующий этап – слив теплоносителя из контура. Это можно сделать или через сливной кран, который изначально был установлен при монтаже системы. Если такого крана нет, то слив выполняется путем откручивания заглушки на радиаторе, расположенном ниже или дальше всех остальных.

Сброс теплоносителя удобнее всего делать через шланг, подключенный к сливному крану и выведенный в унитаз или другой сантехнический прибор, подключенный к канализации. Механическая очистка будет более эффективной, если предварительно выполнить демонтаж батарей и отдельно прочищать приборы отопления и трубы.

Процедура демонтажа радиаторов из разных материалов не отличается по сути. Но в любом случае следует приготовить емкость для слива остатков теплоносителя. Для проведения самой процедуры нужны будут ключи соответствующего размера. Чтобы унифицировать процесс, полезно будет иметь в арсенале трубный ключ – «попку».

В зависимости от того, по какой схеме подключены радиаторы, отличается и процедура демонтажа. В любом случае, у радиатора есть вход и выход для теплоносителя. В процессе демонтажа отпускаем накидные гайки, стыкующие радиаторы с трубами. На первых одном-двух оборотах гайки надо быть готовым к тому, что остатки воды начнут сочиться из соединения.Собираем ее с помощью тряпки.

После того как неплотность раскручиваемого стыка «труба-радиатор» увеличивается, сбор вытекающего теплоносителя выполняем в емкость – таз, корыто или что-то аналогичное. При этом тщательно следим, чтобы теплоноситель не просочился на нижний этаж.

После демонтажа радиатора выносим его либо во двор, либо в ванную комнату. При этом сантехнику застилаем от повреждений эмалевого покрытия плотной тканью, которую потом не жалко выбросить. Слив раковины или ванны обязательно перекрываем сеткой для предотвращения засорения сифона и канализации.

Механическую прочистку радиатора можно выполнит тросом, аналогичным тому, с помощью которого прочищают канализацию. Такую же процедуру проводим и с трубопроводами. Однако для сети с большим количеством поворотов механическая промывка будет затруднена.

После того как прочистка батарей и трубопроводов закончена, приступаем к их промывке водой. Радиаторы промываем там же в ванне или во дворе, направив вовнутрь струю воды из шланга.

Для промывки труб удобнее использовать шланги с переходниками. Они позволяют герметично пристыковать шланги для подачи воды в отопительный контур и для ее слива в канализацию. Промывку системы отопления водой выполняют до тех пор, пока она не станет чистой на выходе.

После промывки радиаторов и труб можно повторить процедуру механической прочистки. Чтобы процедура была более эффективная, вводить трос лучше в направлении обратном направлению движения теплоносителя.

Делается это чтобы осевшие по направлению движения «чешуйки» были сорваны в результате механического контакта. Если в вытекающей воде грязи будет меньше, чем при первом круге очистки, значит, процедура эффективна.

Читать еще:  Каркасный дом без отопления на зиму

Способ #2 — гидродинамическая прочистка

При выборе этого способа очистки систем, процедура потребует наличия специального оборудования. Вода в этом случае подается не из крана с помощью обычного шланга, а от насоса под высоким давлением.

Иногда при гидродинамической промывке насос подключается в разрыв отопительного контура как можно дальше от точки сбросы грязной воды. Но чаще для этих целей используется специальный шланг с концевиком .

Конструкция концевого насадка имеет отверстия небольшого диаметра. Через них вода под высоким давлением идет наружу.

Именно акцентированное воздействие подаваемых под давлением струй воды позволяет эффективно бороться с грязевыми и солевыми отложениями. Подающий шланг можно специально останавливать в потенциально проблемных местах для более эффективной их промывки.

Подбирая шланг для гидродинамической промывки, надо учитывать, что при достаточной его жесткости можно подать давление дальше от ввода. Правда на поворотах труб системы отопления такой шланг проблематично продвинуть дальше.

Поэтому при проведении гидродинамической промывки с использованием шланга придется последовательно вскрывать отопительный контур в нескольких местах для подачи воды во все точки.

Способ #3 — химическая промывка системы

Можно промывку выполнить и без механического вмешательства. Для этих целей существуют либо готовые химические соединения, либо растворы, которые легко приготовить кустарно. Демонтаж радиаторов отопления при этом не требуется.

Недостаток химической промывки заключается в запрете использования для промывки алюминиевых радиаторов и в большом количестве едких растворов, требующих утилизации в специально отведенные для них места.

Если отопительный контур не сильно засорен, то для его профилактической промывки вполне можно использовать:

  • каустическую соду;
  • уксус;
  • доступные кислоты (фосфорная, ортофосфорная и другие);
  • молочную сыворотку и прочие.

Но лучше для этих целей воспользоваться специально разработанными составами. На их упаковке будет не только указан рекомендуемый случай использования (материал труб, характер загрязнения и прочее), но и подробная инструкция по применению.

Ориентация на инструкцию позволит не только максимально эффективно использовать состав, но и с наименьшими затратами прочистить систему отопления.

Рекомендуется максимально точно выдерживать временные интервалы действия реагентов. При этом в автономных системах не забываем включать циркуляционный насос для обеспечения равномерно распределения «активированного» теплоносителя.

Для проведения такого типа промывки полезно имеет в своем распоряжении насос с емкостью – бустер. Для того чтобы его подключить к системе, надо организовать разрыв в контуре. Можно это, например, сделать, отсоединив прямой ход от котла в отопительный контур. Также в контуре должен быть предусмотрен кран для сброса использованного реагента.

Чтобы разрушение накипи на трубах и радиаторах было равномерным, после закачки реагента оставляем его в системе на срок от нескольких часов до несколько дней. Основным недостатком такого способа очистки является возможное негативное воздействие активного вещества на поверхность труб. Поэтому после обработки системы промываем ее чистой водой.

Более щадящим, но похожим по действию, способом очистки труб системы отопления от зарастания является дисперсная очистка.

В этом случае в систему вводится реактив, воздействующий исключительно на осевшие частицы. При этом металл остается без негативного воздействия. А сама процедура аналогична химической очистке.

Жидкости и средства для промывки системы отопления

Средства и жидкости для промывки систем отопления выполняют восстановительную функцию, помогая вернуть изначальные характеристики по производительности и теплопередаче трубопроводу, котлу и батареям.

Подоплека проблемы

Причина снижения эффективности отопительного оборудования банальна и проста: вода, циркулирующая в трубах и радиаторах, содержит посторонние примеси. Потому на стенках полых изделий, элементах котельного оборудования после продолжительного срока эксплуатации оседают различные плотные отложения, снижающие теплопроводность системы в несколько раз. Как следствие — падение температуры в жилых помещениях.

Фото 1: Только с помощью новейшего оборудования и эффективной химии можно освободить систему отопления от образовавшихся внутри отложений

Чтобы в зимний период отопление работало как полагается и в обогреваемом доме было тепло и уютно, до начала отопительного сезона следует позаботиться об очистке систем. Эти меры также помогут сэкономить средства, предназначенные на отопление.

Наиболее действенным методом ликвидации накипи в трубах является обработка специальными реактивами.

Как выбрать жидкость для промывки системы отопления

Профессионалы при выборе промывочного продукта призывают руководствоваться рядом критериев.

  1. Жидкость для промывки системы отопления может содержать либо кислотные компоненты, либо щелочные. Первые активизируются максимально быстро, однако взаимодействие с ними предписывает соблюдать чрезвычайную осторожность — есть опасность повреждения промываемых предметов и нанесения урона здоровью. Вторые безопаснее, но не столь оперативны в работе. Для достижения положительного результата придется потратить немало времени.

Фото 2: К обслуживанию и работе с оборудованием по промывке системы допускается только квалифицированный персонал

  1. Предпочтительнее выбирать средство с антикоррозийным эффектом. Если промывочная жидкость этой функцией не обеспечена, придется дополнительно обрабатывать систему специальным веществом с ингибиторами и пассиваторами, предотвращающими запуск процесса коррозии.
  2. Перед использованием, а лучше перед приобретением выбранного средства стоит удостовериться, что оно подходит для того материала, из которого изготовлены трубы и другие элементы отопительной системы. Если этим пренебречь, можно повредить оборудование и потратить немало денег на его замену.

В каком виде представлены реагенты при продаже

Промывка отопления с применением химических реактивов поможет содержать систему в порядке. Эксперты говорят, что подобного рода профилактику нужно стараться организовывать ежегодно. Химические реагенты для промывки отопительного оборудования выпускаются в трех видах:

  1. концентрат — перед применением разводится водой в пропорциях по инструкции производителя;
  2. порошок — точно так же подлежит разведению водой;
  3. готовый состав.

Правила утилизации продуктов промывки

За счет добавления в препараты специальных компонентов отработку после промывки разрешается спускать в общую канализацию. Эта жидкость способна к биологическому разложению. Если в реагенте нет биоразлагаемых добавок, то в него необходимо добавить нейтрализатор.

Фото 3: Используйте для промывки систем отопления только безопасные реагенты

Популярные средства для промывки системы отопления

Чтобы предотвратить засорение труб и батарей, специалисты в этой области рекомендуют использовать безопасную промывочную химию. Сегодня на отечественном рынке реализуются такие растворы и концентраты, которые способны промыть отопительные системы любых конфигураций.

    «Медеск» и «Медеск плюс» — профессиональная серия для промывки. Препараты справляются с работой практически идеально: устраняют отложения и при этом безопасны для трубопроводов и котлов. Их допускается использовать в производственных и бытовых условиях. Не нарушают целостность прокладок и уплотнителей из резины. Отличаются средней степенью пенообразования, очищают поверхности при температуре раствора в 20 градусов. Средство для промывки системы отопления «Медеск» или «Медеск плюс» может применяться при механическом, химическом и комбинированном способах. Действие состава нейтрализуется чистой водой с многократным заполнением трубопровода и последующим сливом отработки в дренаж. При контактировании с препаратом персонал должен обезопасить себя с помощью индивидуальных средств защиты — перчаток и очков.

Фото 4: Отличное средство для промывки теплообменного оборудования «Медеск-плюс»

  • Docker Thermo — вещество кислотного типа для промывки отопления и теплообменных устройств. Не вредит структуре металла, не содержит в себе вредных примесей и компонентов. Можно использовать при операциях как с металлическими трубопроводами, так и с полимерными. Не разъедает резиновые элементы оборудования. Заливается в систему и циркулирует по ней под воздействием насоса в течение 2–4 часов. Фасуется в 11-литровую тару в концентрированном виде. Запрещено взаимодействие с деталями из алюминия.
  • «Металин Т» — средство, изготовленное на основе соляной кислоты. Удаляет мощные известковые отложения, продукты ржавления и органику в системах отопления из стали или цветных металлов. Представляет собой негорючее вещество. После добавления щелочного нейтрализатора разрешается слив отработки в канализацию. Фасуется в концентрированном виде в емкости от 1 до 30 литров.
  • Master Boiler Power — эффективный очиститель отложений внутри трубопроводов. Служит для промывки котельного и теплообменного оборудования, изготовленного из металлов различных видов. Идеально удаляет органику и плотные наслоения. Раствор готовится из концентрата в пропорции 1:17. Препарат фасуется в тару емкостью 0,6 и 30 килограммов. Не нуждается в дополнительной нейтрализации. Не огнеопасен, не токсичен, биологически разлагаем. Не требует индивидуальных средств защиты при проведении рабочего сеанса.
  • «Дезоксил-3» — средство кислотного типа для химочистки трубопроводов в системах отопления и водоснабжения. Фасуется в виде концентрата в тару по 20 литров. Жидкость не огнеопасна, принадлежит к 3-му классу токсичности. Для большего эффекта очистки желательно вместе с препаратом использовать присадку «Дезоксил НО». Пенообразование нейтрализуется присадкой «Форал ПГ». Жидкость довольно агрессивная, поэтому в процессе работы с ней рекомендуется предохранять кожные покровы и органы дыхания средствами защиты. Использовать строго в соответствии с инструкцией на этикетке.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector